Ольга ИСТОМИНА. Фото Алины Ромашовой | 08.05.2023 14:57:15
В Гостиных дворах открылась выставка «Здесь ничего бы не стояло, если бы не было тебя». Это выставка-лабиринт, предлагающая совершить путешествие по истории Архангельского молодёжного театра – не только через знакомство с архивными документами, видеозаписями и артефактами из спектаклей, но и с помощью объектов современного искусства.
Выставка стала третьим проектом Молодёжного театра, обращённым к собственной истории: в апреле прошла презентация книги «Мы сами создавали свое будущее», а в рамках фестиваля уличных театров в июне зрители смогут увидеть документально-художественный фильм «Эфир» (режиссёр – Николай Флотский), который снимали прошлым летом.
В основе этих проектов - создание электронного архива, работа над которым проходила при поддержке Президентского фонда культурных инициатив: газетные публикации, афиши, программки, фотографии и видео оцифрованы и систематизированы театроведом Полиной Никитиной. Сейчас эти материалы доступны на сайте Молодёжного театра, и часть из них представлена на выставке в Гостиных дворах.
«Нам хотелось показать, как можно смотреть на архив средствами современного искусства. Мы изучали предметами сценографии, создавали образы, рассказывающие об истории театра, а также личные истории людей, которые работают в театре или близки к нему», – рассказала куратор выставки Кристина Дрягина.
Путешествие вглубь архива
Архитекторы московской студии «Точка дизайна» трансформировали пространство двух залов Гостиных дворов, превратив их в шесть новых пространств. Начинается маршрут по выставочному лабиринту с личной истории создателя, художественного руководителя Архангельского молодёжного театра Виктора Панова. Сам Виктор Петрович рассказывает: «Главное событие моей жизни – то, что я остался жив. Мне было три с половиной года, когда я упал со второго этажа на кирпичи и сломал позвоночник». Можно сказать, что эта история «мальчика, который выжил» и стала началом. Поэтому первая остановка на пути – кровать с цепью, приспособлением, которое использовалась для того, чтобы выравнивать позвоночник ребёнка. Здесь же помещено записанное со слов Виктора Панова воспоминание и его портрет работы близкого друга – художника Бориса Копылова, создавшего сценографию к девяти спектаклям театра.
Из этого небольшого пространства зритель попадает в переход, где можно посмотреть видеозаписи публичных выступлений Виктора Панова разных лет, а затем продолжить движение дальше – вглубь архива. В одном из залов собраны текстовые и видеоматериалы, рассказывающие о первых годах жизни театра: здесь и размышления студийцев, и фрагменты спектаклей. По словам организаторов выставки, в экспозиции заведомо не предлагается информация с готовыми выводами: гостям даётся возможность сформировать собственное отношение к событию, явлению или высказыванию, прочитав текст и посмотрев видео.
История в документах и артефактах
Архивные материалы о студийном периоде истории театра представлены в наиболее просторном зале. Среди них в витрине – вырезка из газеты с «приглашением в будущие актёры», выпуск издававшейся студийцами газеты «Бди!», альбом с рукотворной летописью значимых событий - от репетиций до конного похода и путешествий по морю. Здесь же можно увидеть, например, эмблему-нашивку Архангельской городской экспериментальной театральной студии, которую для выставки передал участник первого набора, а сейчас кандидат исторических наук, профессор кафедры культурологии САФУ, писатель и поэт Василий Матонин.
В нескольких пространствах, возникающих на поворотах экспозиционного лабиринта, представлены значимые для разных периодов истории театра спектакли. Именно эти постановки выбраны не случайно: рассказы о каждой из них возникали в интервью, которые проводились с артистами во время подготовки проектов. Среди них - спектакль «Двери», его неоднократно играли на фестивалях уличных театров в Архангельске и за рубежом. В экспозиции двери служат проводниками в комнаты 80-х и 90-х, «нулевых» годов и наших дней. Как в спектакле, так и в лабиринте времени дверь стала метафорой многогранного и противоречивого мира.
В закоулках выставки посетителей ждут, например, костюмы героев спектакля «Заводной апельсин» Э. Бёрджесса, инсталляция из офицерских фуражек и макет подводной лодки, отсылающие к спектаклю «Курск» С. Яновича, и даже раковина с роботами и погружённой в нефтеобразную субстанцию жемчужиной из «Книги непокоя» Ф. Пессоа.
Пространство диалога
На выставке прошлое оказывается в постоянном взаимодействии с настоящим – от спектаклей «Памяти Высоцкого» или «Болеро» перекидывается мостик к спектаклям, которые идут сегодня. Так и от картин художника Бориса Копылова зритель переходит к работам молодых художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Владикавказа, которые приезжали в Архангельск познакомиться с театром и городом, чтобы на основе своих впечатлений создать произведения. В результате появилось несколько арт-объектов, предлагающих заглянуть в его будущее. Одна из таких работ – люстра Саши Нестёркиной, напоминающая о свете, который театр создаёт для зрителя, приглашая его в атмосферу для размышлений и диалога.
«Эта работа является продолжением моей практики по созданию объектов постапокалиптического ландшафта, где предметы находятся как бы после возможной катастрофы. Тот факт, что эта красивая вещь пережила такое разрушение, служит напоминанием о том, что в нашем мире всё ещё есть красота, даже после того как он был разрушен трагедией или насилием», – говорит Саша Нестёркина.
Из прошлого – в будущее
Посетителям выставки предлагают также порассуждать на тему сценариев будущего. Попадая в белое пространство с такими же белыми стульями и белым накрытым столом, на котором в фотографиях спрятались фрагменты воспоминаний, зрители могут представить, как артисты собираются после премьеры, общаются и слушают истории, что рассказывают актёры старшего поколения своим молодым коллегам.
Каждый может и сам занять место за этим столом и подумать. В пространстве диалога с этими объектами присутствуют и сами артисты: на стенах представлена видеоинсталляция – с экранов актёры словно всматриваются в будущее. Художник Анна Бёрч в этой работе ведёт речь о преемственности традиций: «Инсталляция представляет собой размышление над неразрывной связью между прошлым, настоящим и будущим. Будущее всегда неизвестно и непредсказуемо, порой страшит, но его фундаментом неизменно является прошлое, выстроенное по кирпичику с большой любовью, трудом и усердием».
Эту линию продолжает художественное объединение «Гуй»: работа «Вглубь» находится во внутреннем дворике Гостиных дворов, куда можно попасть через ещё одну дверь в лабиринте. Здесь расположены скульптуры: лица с бородами и в очках, с улыбкой и задумчивые, утопленные в землю головы, погружённые в почву по пояс и ныряющие в неё вниз, как в воду... В комментарии отмечено: «Погружение в почву – это добровольная зрительская позиция для созерцания театральных мистерий будущего».
Здесь же зрителям предлагают несколько вопросов для размышления о том, какая граница будет установлена между зрителями и сценой в таком театре будущего и даже: «Как глубоко вы бы закопались и на какое время?» Рядом, во внутреннем дворике, нашла место и работа художника Анастасии Юдиной – голова человека, застывшая в немом крике, сделанная для спектакля-инсталляции «Север-2».
Появился и ещё один арт-объект, вышедший за пределы музейного пространства и привлекающий внимание к выставке, – кресло и кубик с изображением маски, символа фестиваля уличных театров. На гранях кубика маска изображена с разными эмоциями: так зрителям предлагается подумать о том, какие чувства принесёт ему следующий спектакль или выразить впечатления от уже просмотренного. Авторы этого объекта – Кирилл Или и Анатолий Павлов.
Попасть на выставку, которая будет работать в Гостиных дворах до конца лета, можно, оплатив входной билет в музей, а весь май вход для посетителей свободный.