Лидия ВИНОГРАДОВА | 13.09.2013 06:48:41
Северодвинская группа «Ягода Гало», которая хорошо известна и в Архангельске, отправляется покорять европейскую часть России. Свой стиль музыканты описывают в трех словах: «инди, традиция, магия», а теперь у них появилась достойная этно-фолк программа. Летом группа представила публике новый альбом «Полярный», основанный на народном творчестве в современной интерпретации. Диск вышел тиражом в тысячу экземпляров. Впрочем, как нам рассказал солист группы Николай ВЫМОРКОВ, по-настоящему заработать ребятам удается не на турах и дисках, а на местных концертах.
- Николай, что вдохновило группу на новый альбом?
- Когда мы начали ездить с концертами в другие города, то увидели, что в стране возникает много фестивалей этнической направленности, где группы показывают культуру своих регионов. Мы же приезжали с собственными авторскими произведениями, а публика порой просила исполнить наши северные народные песни. На тот момент, к своему стыду, мы не знали ни одной поморской песни. Тогда начали искать материал и общаться с людьми, которые изучают народную культуру, нашли отличные тексты, ироничные и глубокие по содержанию, но совершенно неудобоваримые с музыкальной точки зрения. Со временем мы стали воспроизводить этот материал под свою музыку, а затем собрали программу и записали альбом «Полярный».
- Как дорого сегодня выпустить собственный альбом?
- Это даже дешевле, чем купить хороший сноуборд. Сама промышленная печать диска, обложка, полиграфия, всевозможные промоматериалы абсолютно доступны по цене. Мы выпускали альбом через московского издателя, через лейбл, и все вместе, то есть промышленная подготовка, звукозапись, выпуск и накладные расходы, обошлось примерно в 150 тысяч рублей.
Вообще, выпуск диска – это некий жест роскоши с нашей стороны, потому что очевидно, что их сегодня никто не покупает. Тем не менее люди часто спрашивают, а нет ли у нас какой-нибудь записи с собой, и диски расходятся. Мы либо продаем их по 200 рублей, либо просто дарим.
- Вы выпустили диск под лейблом, а значит, «антипиратский» закон на него распространяется. Но запись уже есть в Интернете...
- Мы сами выложили альбом в Сеть. Нам безумно приятно, что люди добавляют на свои сайты нашу музыку. Кстати, после выхода этого закона некоторые редакторы сайтов стали присылать письма с вопросом, можно ли разместить наши песни. Мы никогда не отказываем. Я считаю, что музыка, после того как она записана, спета и издана, уже не является нашей, она общая.
- То есть пираты заработки не отнимают...
- Нисколько. Сейчас в Интернете есть сайты, на которых можно продавать и покупать музыку. Наш альбом выложен на одном из таких сайтов, и люди платят за скачивание. Там мы заработали чуть меньше, чем на фактической продаже самих дисков.
Музыкой, наверное, можно зарабатывать, если ставит именно такую задачу. У нас немножко другие цели... Мы их формулируем громко и скромно – «искусство». Просто играем то, что интересно лично нам. Хотя от профессионального арт-менеджера не отказались бы, тогда, может, и заработки были бы больше. Сейчас возникает определенный рынок даже на уровне Архангельска: для художников, фотографов, музыкантов появляются возможности заработать.
- Наверное, предстоящий тур принесет вам неплохую прибыль. Кстати, почему он называется «Подводные течения»?
- Да нет. Весь этот осенний тур не для того, чтобы денег заработать, а скорее для распространения информации о группе. Наша цель – раздать информацию.
А «Подводные течения» потому, что мы готовы плыть в любом направлении, куда нас понесет. Куда пригласят – туда и поедем.
- Николай, неужели все участники группы готовы работать просто за идею?
- Нет, все мы в группе меркантильные жлобы. Часто по этому поводу приходится спорить, тем более сейчас наступает период, когда необходимо делать выбор либо в пользу основной работы, либо – музыки. Совмещать становится все сложнее.
- И все же, что приносит группе более серьезные доходы – продажа альбома или концерты?
- Больше мы зарабатываем на местных концертах. Организация тура сопряжена с рисками — на незнакомую группу зритель может не прийти, а потому организаторы не уверены в окупаемости концертов.
Кто сказал, что если бы в русских деревнях было электричество, там бы не пели вот так?
Значительная часть зафиксированного в альбоме «Полярный» репертуара состоит из подлинных шедевров народного творчества, снабженных, но не испорченных, современными аранжировками. Назвать это «кавер-версиями», «стилизациями» или «реконструкциями» было бы просто оскорбительно...
Каждая песня альбома - маленькая сценка, сюжет которой развивается в соответствии со всеми обрядовыми традициями. «Не вели ветры», например, - история сватовства, вся состоящая из полунамеков и иносказаний, где внешний трагизм чисто напускной, а финал заранее предрешен. «Шили девицы ковер» - тоже, по-видимому, часть свадебного действа, связанная с выбором суженого. Здесь уже настроение повеселее, а краски сочнее - как на карикатурном портрете старого, нелюбимого «мужа-негодяя», так и в изображении идеального, желанного «милого друга». Понятно, что выбор здесь тоже условный, юмор бесхитростный, почти детский, но сколько искренней радости в этом «русском народном рэпе», сколько озорства и добродушного лукавства!
Под протяжную «Как по морюшку», наверное, хорошо поминать тех, кого уже нет среди нас, «Рождество» очень точно воссоздает атмосферу самого светлого зимнего праздника, а начинающаяся странноватыми поскрипываниями «Ворожба», напротив, погружает слушателя в эпоху язычества, когда человек имел возможность слиться с природной стихией и позаимствовать у нее капельку жизненной силы для себя. Пожалуй, лишь в блюзе «Ходить на работу» старый фольклор уступает место року «в чистом виде», в лучших ленинградских традициях. Однако и этот дружеский привет раннему Гребенщикову пронизан желанием бросить городскую суету к чертям собачьим и уехать туда, где можно стать ближе к земле.
Из рецензии Олега Гальченко, сайт «Наш неформат» www.nneformat.ru
НА СНИМКЕ: группа «Ягода Гало» - Вера Ларюшина, Артур Рожков, Николай Выморков, Олег Чайковский.