Елена ПРЕЛОВСКАЯ, музыковед. Фото Надежды Волковой | 20.07.2022
Сегодня художественный руководитель и дирижер Архангельского филармонического камерного оркестра Владимир ОНУФРИЕВ отмечает свое 55-летие. Повторив его же слова – «Настоящий дирижер начинается в 50 лет», – мы радуемся, что наш Маэстро еще так молод, а его творческий путь только начинается, обещая нам долгие годы общения с этим замечательным музыкантом и его искусством...
Взгляд ПЕРВЫЙ: сугубо личный и неожиданный
На самом въезде в село Черевково встречаю красивый, старинный, совсем нетипичный для Севера дом с мезонином, окруженный зеленью, как английский особняк. Взгляд зацепился, взыграло любопытство… Позже мой старый дядюшка, живший в 20 километрах от Черевково, рассказал мне, что этот занятный дом принадлежал известному на весь район единственному фотографу-художнику Ивану Онуфриеву. Он делал портреты – семейные и персональные, документальные фотографии, снимал пейзажи и виды села. А местные жители поведали, что за могилой фотографа приезжает ухаживать его потомок – Владимир Онуфриев, «по слухам, известный музыкант». Никак не ожидала «встретить» Владимира Михайловича у себя на родине, в архангельской глубинке. Я вдруг увидела в известном музыканте человека, уважающего своих предков не на словах, а на деле. Не скрою: захотелось убедиться в столь редком ныне качестве, задала вопрос Владимиру Михайловичу (все ответы цитирую дословно):
Владимир ОНУФРИЕВ: «Прадед – Онуфриев Иван Николаевич (1874–1946), иконописец, живописец, фотограф (так кустарем-фотографом и закончил жизнь), учился в Соловецкой иконописной школе и работал потом в мастерской главного художника Синода. Дедушка – Онуфриев Владимир Иванович (1901–1961), работал на партийной и советской работе, в том числе был заместителем председателя облпотребсоюза. Дед – старший из его сыновей, два других – Николай и Алексей – погибли в период войны. Первый из них был драматическим актером, второй подавал очень большие надежды как поэт».
Мало кто из нас так тщательно изучил четыре предшествующих поколения! Не могу похвастаться тем же, поэтому была искренне восхищена. А еще понимаю, что талант в роду не появляется случайно, он вызревает в нескольких поколениях, тем прочнее и многограннее его основа.
Взгляд ВТОРОЙ: со сцены в зрительный зал
Дирижер – единственный из музыкантов, которому с 1844 года позволено стоять спиной к публике, лицом к оркестру. С тех пор дирижер становится безусловным локомотивом, тянущим за собой состав оркестра. Думает ли машинист о пассажирах, сидящих в вагонах? Насколько дирижер оркестра обращает внимание на публику, заботится ли о слушательском мнении? Маэстро отвечает, как истинный художник – спонтанно, но убедительно:
Владимир ОНУФРИЕВ: «Думаю ли я о публике? А вот и не знаю, думаю я о ней или нет. Наверное – да, потому что в зале будет соучастник, которого надо тоже учитывать. Лучше спросить, о чем больше думаю: о музыке или о публике? Отвечу – о музыке! Я думаю о том, как слушатель будет это вместе со мной слушать, мы же будем соучастниками одних и тех же музыкальных событий! Но об «удовлетворении» публики точно не думаю. Мне как-то претит мысль о том, что надо угождать вкусам и угадывать их».
Взгляд ТРЕТИЙ: в оркестр и из оркестра
Коллектив и руководитель всегда связаны сложными, многослойными отношениями – профессиональными, человеческими, административными, финансовыми и даже бытовыми. И все эти отношения должны подчиниться в момент выхода на сцену одной идее, одному творческому замыслу – дирижерскому. Как собрать участников оркестра, объединить и сплотить их под своим флагом? Есть разные модели внутренних взаимоотношений коллектива и руководителя: доминирование, полный контроль, поощрение инициативы, общее соблюдение композиторских указаний. Похоже, наш Маэстро знает, как сочетать контроль и творческую инициативу, и умело ими оперирует.
Владимир ОНУФРИЕВ: «Мое отношение к оркестру? Это и коллектив единомышленников (не всегда, но в идеале), а камерный оркестр – прежде всего, так как это более ансамбль, чем оркестр, и инструмент для выражения, реализации идей, конечно же. Разделять тут я смысла не вижу. По преимуществу камерные оркестры формируются и развиваются вокруг лидера, потому имеют «авторский» характер. Мы знаем «оркестр Башмета», «оркестр Спивакова», «оркестр Сондецкиса»… Часто ли можно услышать «оркестр Онуфриева»? Да. Как к этому относиться? Как к неизбежному. Таков порядок вещей. Но в Архангельске камерный оркестр изначально формировался вокруг одного человека. Исторический факт… Для меня оркестр – это коллеги и ансамблисты, и в этом ансамбле каждому отведена своя роль. Я старательно поддерживаю «нетипичную» атмосферу: на репетициях артисты могут переговариваться, каждый имеет право слова в общих обсуждениях. Разучить оркестровые партии – очень важная часть работы, и оркестр ее делает сам. Когда дело доходит до главного художественного замысла – появляюсь я».
История музыки знает, что без воли, личной харизмы, творческой креативности и высокого музыкантского профессионализма невозможно повести за собой коллектив. Памятны попытки музыкантов работать без дирижера, закончившиеся полным развалом профессионального коллектива («Персимфанс», 1922–1932 годы).
Какие качества Маэстро Онуфриева – дирижера увлекают оркестрантов в процессе совместного создания музыки? Я соткала ответ на этот вопрос из реплик музыкантов, работавших с оркестром, почти за 30-летний отрезок жизни коллектива: «Маэстро очень требователен к себе и другим и всегда добивается того, что он хочет». «Он умеет слышать очень сложные партитуры, дотошно изучая самые мелкие детали. Из этих деталей умеет сложить сложнейшую архитектуру произведения». «Пока разучивает отдельные фрагменты, помогает оркестрантам запомнить всю партитуру». «Его объяснения очень ясны и, главное, очень артистичны, часто оркестр понимает его без слов». «Он непредсказуем, никогда не знаешь, что от него ожидать в следующую минуту».
Зная Маэстро давно, всегда жалею, что зрители не видят его мимики в момент дирижирования. Музыку он делает играемой музыкантски и актерски и даже азартно танцуемой. Вся интрига сочинения становится предельно ясной. В момент исполнения Маэстро откровенно «кайфует» от сценического процесса. Глядя на него, понимаешь, что он любит сцену, любит музыку и требует проживания музыки от каждого музыканта.
Взгляд ЧЕТВЁРТЫЙ: из зрительного зала
Архангельский зритель голосует за свой любимый оркестр полными залами. Это самое убедительное выражение чувств к коллективу и его руководителю. Как зритель могу подтвердить, что выступления камерного оркестра всегда привлекают особой атмосферой прикосновения к настоящей, неравнодушной и очень разнообразной музыке. Последнее – безусловная заслуга Маэстро Онуфриева. В программах оркестра никогда нет банальности и «заезженности», этакой классической «попсы». Что ни программа – то открытие нового имени, премьера малоизвестного или давно забытого сочинения. Спрашиваю Владимира Михайловича, как ему удается в течение 30 лет сохранять эффект новизны при выборе музыки?
Владимир ОНУФРИЕВ: «Построение программ? Загадочный, непонятно с чего начинающийся процесс. Как вокруг песчинки растет жемчужина, так и программа растет вокруг чего-то. Вокруг солиста, вокруг запланированного сочинения или группы сочинений, идеи, а может – программной установки… Ее автором может быть солист, а я что-то дополняю. Иногда программа рождается быстро и сама, иногда в процессе очень долгого подбора. Строить программу камерного оркестра намного труднее, чем симфоническую программу. Количество имеющегося репертуара несопоставимое».
Взгляд ПЯТЫЙ: на своё место в профессии и в архангельской культуре
Спрашиваю Маэстро, сравнивает ли он себя с другими дирижерами или с самим собой, чтобы понять уровень профессионального роста?
Владимир ОНУФРИЕВ: «Сравнение с другими? Ну да, наверное. Учиться же надо. Не то чтоб сравнивать, но соотносить – с коллегами. Про себя прежнего – сравниваю чаще всего с мыслью «вот как делать не надо». В какой-то момент появилось ощущение, что я все равно по-другому делать буду. И в смысле фразировки, в смысле штрихов, баланса, формы, темпов… Свои наработки и приемы появляются и утверждаются. Хотя дирижеры часто как «скворцы-пересмешники», у многих в руки попадает то, что увидели у других. Артист, художник, музыкант – как губка, все равно же впитывает!»
Меня же при этом волнует другой вопрос. Архангельская культура – очень хрупкая система, отъезд любого музыканта сейчас становится невосполнимой потерей. Исчезают коллективы, рушится вся структура музицирования в городе. Владимир Михайлович взял на себя управление камерным оркестром в 1991 году и держит свою оркестровую нишу уже более 30 лет, сохраняя культурную экологию нашего старинного северного города. Его не беспокоит карьерный рост. Предмет его служения – музыка! В Древней Индии за силу, стойкость и верность своему делу его бы причислили к высшей касте воинов.
.
20 июля Владимир Михайлович Онуфриев отмечает свое 55-летие. Повторив его же слова – «Настоящий дирижер начинается в 50 лет», – мы радуемся, что наш Маэстро еще так молод, а его творческий путь только начинается, обещая нам долгие годы общения с этим замечательным музыкантом и его искусством.
Виват, Маэстро!
Виктор ПАНОВ,
художественный руководитель Архангельского молодёжного театра:
– Владимир Онуфриев – это очень яркое явление не только в нашей архангельской, я бы сказал, в российской культуре! Помню начало, помню полную подвижность его оркестра. Они всегда были готовы на все. Никогда не забуду, когда на открытие одного из фестивалей уличных театров пригласил его выступить с оркестром. Когда их объявили, они сначала стояли спиной к зрителю, потом повернулись играть – а у них у всех красные клоунские носы! Симфоническая музыка – и тут вдруг такое дело! Это очень живой организм.
Но я не могу не выразить некоторое сожаление, что оркестр лишили самостоятельности, присоединив его к филармонии. Мне кажется, это не лучшее для него положение. Когда оркестр был самостоятельной единицей, музыканты несколько лет подряд чуть ли не на месяц уезжали в Котлас, проводили там мастер-классы, вообще много ездили по области. Этот коллектив надо сохранять в том составе, в каком его видит Онуфриев, и вернуть оркестру самостоятельность.
Мы много работали с Владимиром Онуфриевым. Это человек, который способен работать в любых жанрах и видах искусства. Когда мы делали вечер к юбилею Абрамова, с ним было очень интересно. Художественное слово с музыкой: он настолько ответственно к этому подошел, что оркестр стал не сопровождением, а полноправным участником чтецкого представления.
Володя, дорогой! Я желаю тебе оставаться всегда таким же талантливым, а твоему коллективу – обрести творческую и административную самостоятельность. Я в последнее время, на старости лет, часто начинаю жалеть, что в свое время не уехал, хотя были приглашения и в московские театры, и за границу. Володя, не бросай родной край! Самостоятельности тебе и развития в родном доме!
Сергей ЭМАНУИЛОВ,
председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по социальной политике и здравоохранению:
– Я давний искренний поклонник нашего замечательного камерного оркестра и его главного дирижера Владимира Онуфриева. Отношусь к той категории людей, которые понимают, что наш камерный оркестр для города и области – это неотъемлемая часть классического искусства, которое характеризует определенный уровень развития культуры региона. В моей душе – глубочайшая признательность в адрес Владимира Михайловича, потому что понимаю: все это во многом благодаря ему.
По моим ощущениям, сейчас камерный оркестр проходит сложный этап своего развития. Знаю, что у Владимира Михайловича большие планы. От всей души желаю, чтобы все они сбылись. Желаю юбиляру здоровья и дальнейших творческих успехов, чтобы залы были стабильно полны, чтобы он и дальше дарил нам минуты счастья через соприкосновение с прекрасным и это почаще происходило на больших площадках Архангельска. В прошлом году камерный оркестр выступал на набережной – и насколько потрясающей была аудитория! Это говорит о том, что его искусство очень и очень востребовано. Владимиру Михайловичу – огромная благодарность.
Александр СТЕПАНОВ,
председатель Собрания депутатов Котласа, экс-директор Котласской детской школы искусств № 7 «Гамма»:
– Владимира Михайловича Онуфриева знаю очень давно, еще с тех времен, когда работал директором детской школы искусств. Ценю его как профессионала, который создал великолепный коллектив, которому по плечу сложнейшие программы, в том числе и современных авторов. В частности, этот коллектив великолепно исполнял музыку нашего композитора Владимира Вахрушева.
Выступлением камерного оркестра открывался концертный зал в школе «Гамма». И коллектив школы, и я лично глубоко признательны Владимиру Онуфриеву за то, что именно с этого момента зародилось отношение к залу как к месту, где звучит великолепная, разноплановая, с трепетом исполняемая музыка.
Владимир Михайлович – великолепный музыковед, всегда преподносит произведение очень понятным, доступным для зрителей языком. Я всячески стараюсь помогать, когда камерный оркестр проводит турне по Архангельской области. Считаю, что работа Владимира Онуфриева по популяризации музыкального искусства безгранично важна и необходима всем нам.
Искренне поздравляю Владимира Михайловича с юбилеем, и в то же время напоминаю, что возраст – это состояние души. Надеюсь, что впереди еще много интересных планов, идей и концертных программ.
Людмила ГАЙКОВИЧ,
директор Детской школы искусств г. Няндомы:
– С Владимиром Онуфриевым и его оркестром нас связывает давнее сотрудничество. Коллектив приезжает к нам в Няндому с концертами на протяжении уже очень многих лет, и всегда это большое событие, интересные и необычные программы. В 2015 году оркестр участвовал в открытии новой школы, это был настоящий подарок. Очень здорово, что у оркестра есть возможность ездить с выступлениями по районам Архангельской области.
Поздравления записала Ольга ИСТОМИНА