Алина РОМАШОВА. Фото Оксаны Джалиловой, Алексея Липницкого и Надежды Волковой | 15.04.2023 01:20:08
Знаменитого Архангельского камерного оркестра под руководством дирижёра Владимира ОНУФРИЕВА больше не существует. 10 марта в Поморской филармонии прошёл первый концерт творческого коллектива в новом статусе ансамбля. Эти организационные изменения потрясли культурное сообщество: кто‑то считает, что происходит «понижение» музыкантов, а кто‑то и вовсе говорит об уничтожении академической музыки в Поморье. «Бизнес-класс» попытался разобраться в этой полемике.
«Похоронить такой оркестр – недопустимо»
Строго говоря, ансамбль это когда один голос играет один человек. Как только один голос играет больше одного человека в унисон, можно говорить, что это уже оркестр. Несмотря на критическую потерю в составе, каждый скрипичный голос в коллективе играют по трое скрипачей. Так обязательно ли было переводить оркестр в статус ансамбля?
.
Количество музыкантов в Архангельском камерном оркестре когда‑то достигало шестнадцати. Последние годы коллектив состоял из 13-14 человек, теперь их девять. По мнению Владимира Онуфриева, этого, конечно, недостаточно, чтобы играть написанную для камерных оркестров музыку, «Все время требуется приглашать со стороны 2-3 человека, пока их нет в штате, а без альта и вовсе ничего не сыграть. При подготовке исполнения приходится иногда ловко передавать выпадающий текст другим голосам, однако мы и с этим справлялись».
«Кадровый вопрос решали многие годы: приглашались на программы для просмотра музыканты из больших городов, но никто из них надолго не задерживался в Архангельске – в основном из-за уровня зарплаты и отсутствия перспективы. Недавно мы организовывали интернет-прослушивание, чтоб заполнить самые «горячие» места. Но когда речь заходит об условиях, все отказываются», – переживает Владимир Онуфриев.
Каждый раз привозить иногороднего специалиста на репетиции и выступления очень затратно. Поэтому в ноябре 2022 года руководство Поморской филармонии, согласовав это с Министерством культуры РФ, решило, что нужно справляться собственными силами.
«При всём уважении к архангельским музыкантам – тем, кто может быть привлечён нам в помощь, качество получится не таким, какого требует работа в коллективе. Теперь, из-за несоответствия требуемому уровню (и численности, разумеется) три четверти репертуара оркестра более неисполнимо. И вот это - самая чувствительная потеря», – считает дирижёр.
«Руководство филармонии считает, что ничего не изменилось. Количественно – да, но качество - уже на ступень ниже. Музыкально искушенному слушателю - а мы свою аудиторию воспитывали десятилетиями, не говоря уж о профессионалах, заметно, что в последние программы нам приходилось брать сочинения, текст которых заметно легче, нежели тот, что мы играли обычно», – продолжает Владимир Онуфриев.
Нехватку музыкантов можно решить и другим способом – растить своих. Но в городе, где нет консерватории, это сделать сложно. Да, в Архангельске есть музыкальный колледж, который, как говорят профессионалы, выпускает хороших ребят, но не массово, а одного-двух, и не каждый год. Однако, выпускники училища пусть хороший, но - «полуфабрикат», а музыкант должен сформироваться в вузе, в консерватории. А вот оттуда-то они уже и не возвращаются.
«Многие мои знакомые музыканты из других городов уверены, что похоронить такой оркестр – недопустимо. Камерный оркестр – это то, что повышает культуру региона, подтягивает и музыкантов, и слушателей вверх, – уверен дирижёр. – Оркестр может выполнять не только художественно-просветительские, но и представительские функции, быть визитной карточкой Архангельской области».
«Был одним из лучших»
Каково будущее ансамбля? Самый негативный вариант, по мнению Владимира Онуфриева, – уничтожение коллектива. С ним согласны многие именитые коллеги.
Московский композитор Михаил БРОННЕР несколько раз был в Архангельске, камерный оркестр сыграл немало его сочинений. Композитор убеждён, что оркестр можно было спасти, не потеряв музыкантов.
«Архангельский камерный оркестр был одним из лучших в России. И потерять его – величайшая глупость. А перевести в ансамбль всё равно что уничтожить коллектив», – выразил мнение Михаил Броннер.
Музыкант камерного оркестра Вологодской филармонии Владимир ХРОБЫСТОВ тоже поражён переводом Архангельского камерного оркестра в статус ансамбля. С дирижёром и частью коллектива он знаком с начала 1990‑х. Новость узнал осенью – как раз когда был на гастролях в нашем городе.
«Архангельский оркестр очаровывал исключительным единством, тонкостью, вдохновением… Перевод его в статус ансамбля… Вообще я люблю играть в ансамблях. Ансамбль был бы хорош, если бы до него не было такого оркестра, как архангельский камерный. Наличие такого творческого коллектива, участие выдающихся мастеров и трогательное отношение приходящих на концерты любителей музыки создавали особенный дух города. Это одно из весомых оснований уважения к себе для архангелогородцев и в целом восприятия Архангельска как культурного центра», – отмечает вологодский музыкант.
«Глобальных изменений не произошло»
Директор Поморской филармонии Василий ЛАРИОНОВ убеждён: глобальных изменений не произошло.
«Самый простой и самый понятный ответ, почему оркестр стал ансамблем: форму (название коллектива) привели в соответствие с содержанием (нынешнее количество музыкантов). Называться оркестром по всем правилам и нормам он уже не может», – объясняет он.
К началу 85‑го концертного сезона в оркестре сложилась следующая ситуация. Из 12 артистов пятеро покинули коллектив: трое уволились и переехали в другие регионы, одна артистка ушла в декретный отпуск, ещё один артист стал солистом – концертным исполнителем и остался в оркестре только по совместительству.
Филармония, по словам директора, пыталась утолить кадровый голод, дав Владимиру Онуфриеву карт-бланш на приглашение и прослушивание интересующих его музыкантов из других городов. В течение года поток приезжающих был, но ни один музыкант не задержался в Архангельске. Их высокие запросы и выдвигаемые условия филармония обеспечить не может, являясь бюджетным учреждением, а на имеющиеся предложения иногородние музыканты не согласились.
В 2021-2022 годах общий бюджет на привоз музыкантов для оркестра из других городов составил более 2 млн рублей. Как отмечает Василий Ларионов, из-за крайне высоких расходов на каждый проект все оркестровые концерты были финансово убыточными. Убытки покрывались за счёт других концертов филармонии. В 2023 году было принято окончательное решение: оркестр становится ансамблем, а финансовая модель деятельности коллектива оптимизируется.
«Решение найдено. Если раньше мы в основном привлекали музыкантов из Москвы и Санкт-Петербурга, они играли программу и уезжали, то теперь будут чаще привлекаться местные музыканты – из Архангельска и Северодвинска. Это, помимо прочего, позволит развиваться и профессионально расти нашему музыкальному сообществу», – добавляет Василий Ларионов.
Две предыдущие программы оркестра, которые прошли в январе и феврале, сыграны силами местных музыкантов и столичных солистов. Эти концерты прошли на очень высоком профессиональном уровне. Однозначно и то, что переход в новый статус не должен сказаться на периодичности, качестве и насыщенности программ коллектива, считает руководитель филармонии. По-прежнему будут приглашаться «звёздные» солисты из столиц и других крупных российских музыкальных центров.
«Тревожно за коллег»
«Оркестр для меня – любимая работа, дело жизни. А для города он один из главных сегментов академического искусства. Наш оркестр известен и ценится не только в России, но и в соседних странах. Я ещё застала гастроли в Москву, Санкт-Петербург, Норвегию… Помню овации и прекрасные отзывы в прессе», – отмечает участница ансамбля.
.
«Оркестр перестал быть оркестром, когда на одну партию произведения остался один человек. Мне тревожно за коллег, которые не готовы к такой смене вектора, и жаль, что столько лет качественной и вдохновенной работы подходят к концу», – резюмирует другой собеседник «БК».
Комментарий министра
Оксана СВЕТЛОВА, министр культуры Архангельской области:
– Изменение типа концертной организации связано с сокращением численности художественного персонала камерного оркестра. Согласно российскому законодательству норма численности оркестра составляет от 18 человек. Состав коллектива в последнее время уменьшился до 9 человек по причине отъезда сразу нескольких артистов в другие города.
Поморской филармонией проводилась активная работа по привлечению артистов в состав оркестра. За последний год более 10 иногородних артистов выступали на сцене камерного зала в качестве дополнительного состава оркестра, однако только один из них принял решение стать частью коллектива.
Поэтому было принято решение камерный оркестр преобразовать в камерный ансамбль. Все артисты оркестра приняли предложение стать артистами ансамбля, а Владимир Михайлович Онуфриев согласился стать художественным руководителем коллектива.
Архангельский филармонический камерный ансамбль продолжает концертную деятельность в составе Поморской филармонии и будет, как и прежде, давать концерты согласно своему графику, с участием приглашённых музыкантов из Архангельска и солистов из других городов.
Одновременно создание ансамбля позволило построить основу для нового крупного коллектива – Архангельского концертного оркестра, в состав которого вошли ведущие музыканты города. Помимо этого, к программам оркестра будут присоединяться приглашённые дирижёры и солисты, что позволит сделать концерты более разнообразными и знакомить зрителей с новыми именами, которые раньше не звучали на архангельских сценах. В итоге жители и гости нашего города смогут наслаждаться творчеством не одного, а двух коллективов, что, безусловно, расширит возможности для знакомства с классической музыкой и будет способствовать росту интереса к филармонической культуре. Таким образом, коллектив не исчезает и не расформировывается.
Мы писали...
... в 2010-м:
Инструменты выживания Архангельского камерного оркестра
... в 2014-м:
Камерный оркестр: игра на энтузиазме
... в 2017-м:
Филармония для всех: ребрендинг продолжается
... в 2020-м:
Владимир Онуфриев: «Оркестр – это вопрос престижа области»
... в 2021-м:
Поморская филармония: курс на обновление
... в 2022-м:
Мастеру – виват! Несколько взглядов на маэстро Онуфриева в преддверии юбилея