Андрей ПЕТРОВ | 29.06.2021 11:28:57
16 июня в Ломоносовском ДК состоялся очередной премьерный показ спектакля «Женитьба Бальзаминова» театральной студии «Дебют» в постановке Александра Дунаева.
Яркие насыщенные краски старой купеческой Москвы, сочные кустодиевские образы – на экране. Нарочито яркий сочный румянец – на лицах актеров. Яркий колоритный язык Александра Островского звучит со сцены, и каждое словечушко произносится вкусно, выпукло, значительно. Театральная студия «Дебют» играет «Женитьбу Бальзаминова»: бережно, деликатно по отношению к первоисточнику и в то же время смачно, броско, азартно.
Лейтмотив постановки – летящий вальс «В лунном сиянье» в завораживающем исполнении Евгении Смольяниновой. Этот вальс то и дело подхватывают персонажи спектакля: то танцуют под него в эйфории чувств, то вдохновенно и самозабвенно поют. Такие же легкие, летящие, как этот вальс, фантазии и грезы главного героя – простодушного, недотепистого Миши Бальзаминова (в этой роли очень хорош Никита Старожук). Да он, собственно, и живет полноценно только в своем иллюзорном мире, а когда вынужденно опускается на землю, ничего хорошего из этого не выходит: им помыкают, над ним открыто издеваются, пользуются его простотой и недалекостью.
Мечтает Миша о богатстве, а что с ним делать, не представляет; грезит о внешних проявлениях достатка, да к чему их приложить, не ведает. Мечты его одна сумасбродней другой: «Если б я был царь, я бы издал такой закон…», «Вот я будто генерал…»
Миша ни дать ни взять большой ребенок, смотрит на мир широко распахнутыми глазами, в которых отражаются наивность и доверчивость, простодушие и дурашливость. Даром, что ли, сваха его дурашным называет? А как не дурашный? Вон как суматошно носится по сцене, вон как обиженно кричит, срываясь на фальцет, вон как трогательно смущается да тушуется, робко ретируясь от надвигающейся неизбежно реальной жизни. А впрочем, права пословица: «Дуракам – счастье!» Правда, каково это счастье – это уже другой разговор.
Только лучший друг маменька Павла Петровна (тонкая работа Дианы Левкиной) – сама большая любительница помечтать – поддерживает своего непутевого сына, позволяет ему благодушно витать в облаках. А если и побранит в сердцах, то тут же и приласкает. Блуждающая блаженная улыбка на ее лице пригождается и для лести, и для ласки, и для все тех же грез. А какие чудные сны она видит, которые почти сказочно тут же материализуются!
Смешливая да смышленая сваха Акулина Гавриловна Красавина (эту роль замечательно играет Ксения Шатунова) легко манипулирует людьми, а все для того, чтоб легко жить – позитивно и оптимистично. И постоять за себя она умеет, для этого может и пригрозить, а то и припугнуть. Что же не попользоваться ради этого глупостью и наивностью людской? Да вот хотя бы томной, инертной, тугодумной вдовушкой Домной Евстигнеевной Белотеловой (филигранная работа Марии Беляковой) – она буквально находка для предприимчивой свахи. Вот Белотелова тупо уставила взгляд в пустоту и замерла, да просто лень отвести его, или вот, как тумба, подпрыгивает, неуклюже переваливаясь: «Я добрая!» – и сама тому удивляется. А уж как она сладострастна – куда и леность подевалась! – вон как страстно целует опешившего Бальзаминова…
Интересно существуют в пространстве спектакля и исполнители других ролей: потешно-разухабистый Лукьян Лукьяныч Чебаков (Даниил Семаков), несуразно-нелепые сестры Анфиса и Раиса Пеженовы (Валерия Лихачева и Юлия Приемова), заторможенно-рассудительная Матрена (Варвара Матвеева), меланхолично-пугливая Химка (Алиса Каплунова).
Как здорово сделаны сны матушки Бальзаминова, наполненные сонмищем колоритных забавных персонажей в инфернально-красном свете! Как забавно разыгрывается рассказ о похищении – кукольные марионеточные движения героев, потешные проявления их эмоций, искреннее недоумение облапошенного Миши Бальзаминова.
Все в этом спектакле режиссера Александра Дунаева органично и гармонично. Подкупает то, как юные артисты легко и непосредственно общаются с публикой, глядя прямо в глаза зрителей, не смущаясь и не сбиваясь при этом. На расстоянии вытянутой руки не сфальшивишь, не соврешь – ведь спектакль идет в формате малой сцены. Как хорошо двигаются актеры, как изобретательно они работают с воображаемыми предметами и как виртуозно – с реальными. Захватывает игровая стихия постановки. Сколько здесь интересных придумок и неожиданных находок!
Остается поздравить театральный коллектив с серьезной творческой удачей и пожелать ему дальнейших успехов. Да и этому замечательному спектаклю еще есть куда развиваться.