Беседовала Ольга ИСТОМИНА | 23.08.2022 10:00:00
Осенью в широкий прокат выходит фильм «Мятный пряник». В основе сюжета — две истории: одна о том, как ребенка забирают из детского дома, а вторая — как туда попадают... В фильме снялись Инна Чурикова, Елена Яковлева, Алиса Гребенщикова, Юрий Назаров и архангельские артисты. На XXIV Шукшинском кинофестивале он получил приз губернатора Алтайского края. О том, как родилась идея фильма и почему он не мог его не снять, «Бизнес-классу» рассказал архангельский режиссер Андрей КАРАСОВ.
— Андрей, как у вас появилась идея «Мятного пряника»?
— Еще в 2007 году, в детском доме, где я как волонтер проводил определенное время, маленькая девчушка спросила: «Хочешь, я тебе маму покажу?» «Покажи», — ответил я. Тогда она приносит и показывает фотографию Джулии Робертс, наклеенную на картонку: «Это моя мама, она за мной придет». Меня от макушки до пяток пронизали мурашки, и именно тогда я решил, что из этой истории что-то родится. О том, что создам большой фильм, не помышлял. Сначала мы собирались снять короткий метр на местном уровне. Потом я познакомился с Александром Николаевичем Носовским (известным оператором-постановщиком - Прим. ред.), и в результате нашего общения планы изменились. Мы пришли к тому, что нам нужна медийная актриса, и стали ее искать. Обратились к Инне Чуриковой. Не сразу, конечно, но после определенных доработок сценария Инна Михайловна приняла приглашение участвовать в проекте. Фильм она посвятила своей маме Елизавете Захаровне Мантровой.
Фильм посвящен также Татьяне Геннадьевне Костылевой — это мой учитель по жизни, заслуженный педагог, стоявший у истоков кадетского движения в Архангельске, которое сейчас на высоком подъеме. Когда я в первый раз показал Татьяне Геннадьевне сценарий, она сказала: «Андрей, ты обязан это снять!»
Была весна, а осенью она умерла от рака. Но с того времени она меня словно сверху за макушечку тянула. У меня такое чувство, что этот фильм сделан где-то там — на небесах, а я всего лишь своеобразный проводник.
— Сценарий писали вы сами?
— Фильм состоит из двух историй. Первая история по мотивам рассказа Натальи Шашловой «Настоящая мама» написана мной. Вторая линия сюжета написана по рассказу Светланы Комаровой «Вторая сука в его жизни» замечательным драматургом и сценаристом Алексеем Тюриковым. Это мой товарищ и компаньон по киностудии «Нордфильм», он живет в Архангельске и занимается бизнесом.
Первую историю мы сняли еще в 2016 году, и только потом появилась вторая. Первая история о том, как мальчика забирают из детского дома, поэтому она такая воздушная, хеппиэндовая, а вторая — о том, как мальчик попадает в детдом. Рассказ Светланы Комаровой автобиографический. Мы даже не меняли имена: главные герои этой истории - Саша Габелкин и учительница Светлана Юрьевна. Она улетела на Дальний Восток за своим мужем военным, работала учительницей начальных классов, и все, что есть в фильме, действительно произошло с ней.
— Получается, что в фильме две истории возникают на контрасте?
— Они не столько контрастируют, сколько дополняют друг друга. Сейчас наблюдается тенденция снижения сиротства, но в каждом регионе по-разному. Один ребенок уходит, на его место приходит другой. Детский дом – такое явление странное... Я ездил в Бобровский детский дом и Северодвинский детский дом чаще как Дед Мороз — поздравить детвору с Новым годом. Поэтому для меня это место не чужое — я прекрасно видел, как живут дети.
У «Мятного пряника», как бы громко и пафосно это ни звучало, была и есть миссия. Если после просмотра фильма хотя бы одна мамочка в зале задумается о том, чтобы взять ребенка из детского дома, она будет выполнена.
Сейчас, после фестивальных показов, уже четыре случая могу назвать, когда после «Мятного пряника» усыновили детей.
— Это доказывает, что искусство может менять жизнь к лучшему?
— Это не искусство. В рассказе Натальи Шашловой «Настоящая мама», фрагменты которого я использовал в сценарии, директор детского дома — ее играет Инна Михайловна Чурикова — звонит на небеса и просит для мамочки, которая забрала ребенка, всяческих благ. Меня спрашивают: «Что это был за звонок?» Я говорю о том, что мы каждый день такие «звонки» совершаем: чего-то просим у Всевышнего, молимся, благодарим, надеемся... Это и есть тот самый звоночек на небо. Миссия у «Мятного пряника», получается, важнейшая, хотя я изначально ее не закладывал, она родилась в процессе.
— Почему вы в какой-то момент жизни стали ездить в детские дома?
— Вообще, я пожизненный Дед Мороз, общий стаж 16 лет. Помню, что работал в одном агентстве, которое шефствовало над детскими домами. Бобровский детский дом был у него в подопечных. В первый раз мне предложили просто отвезти подарки, но я подумал, что так неинтересно, и решил поехать Дедом Морозом. Так это само собой и сложилось.
— Как формировалась творческая команда?
— Наш мастер Владимир Иванович Хотиненко (кинорежиссер, сценарист, актер, педагог. - Прим. ред.) часто говорит фразу, которая мне очень нравится: «Первый фильм режиссер должен снять, потому что он не может его не снять». Я не мог не сделать «Мятный пряник», и через тернии и преграды родилось такое вот кино. В нем нарушены законы математики драматургии, есть огрехи в повествовании, но мы пошли на них сознательно, во благо неимоверных ощущений и эмоций, которые должен испытать зритель. Есть даже элементы, мало сочетаемые по художественной части, — над фильмом работали два разных оператора и два разных художника-постановщика, поскольку там две истории. Но нам помогла все объединить музыка, очень помогла. Замечательный композитор Максим Кошеваров и режиссер монтажа Виталий Виноградов проделали огромную работу.
— Съемки проходили в Архангельске и Устьянском районе. Кто из наших местных артистов в них участвовал?
— Многие профессиональные артисты, например Наталья Малевинская. У нас была запланирована большая сцена, диалог ее персонажа с директором детского дома, которую сыграла Инна Чурикова. Мы эту сцену репетировали, но в процессе съемок потребовались сокращения, и в результате мы ее даже не снимали. Но у Наташи есть два-три эпизода с Инной Михайловной в кадре. Я нисколько не сомневался в Наталье, что она все сделает прекрасно. Но и молодые актеры справились. Наша архангельская звезда Давид Литовченко — и жнец, и на дуде игрец. Я его заметил еще во время съемок фильма «Не для речки», этого мальчика с трубой. На первую часть мы даже кастинга не проводили, а для второй части на роль Саши Габелкина долго искали актера. Долго, муторно, но интересно.
Мы тогда снимали в Октябрьском, и нам предложили провести кастинг там. В поселок детей привезли и за 50-100 километров. Мы приехали с художником-постановщиком, автором сценария и Светланой Комаровой. В фойе стоит огромнейший шум, и вдруг прямо ко мне бежит и в меня утыкается маленький пацаненок. Его бабушка говорит: «Извините, это наш младшенький, а старший у вас там, на сцене». - «А младший-то идет к нам?» — «Ему еще семь лет, по возрасту не подходит». Но я все же спросил пацана: «Пойдешь?» — «Пойду».
Это был единственный из более чем 300 участников кастинга, который со мной подрался. Я такие обстоятельства задавал юным претендентам на роль! Например, как будто в незнакомом районе к тебе подходят, по плечу хлопают: «Ты чего тут делаешь?» Кто-то сразу отходил, кто-то отвечал, кто-то паузу выдерживал. А этот парнишка и доли секунды не прошло — отшиб мне руку, с ногами на меня полетел! И камеру даже не заметил.
Потом я еще ездил в «Орленок» и «Артек», на «Ленфильме» и «Мосфильме» искали… В итоге оказалось, что этого парнишку - Матвея, которого мы в итоге и взяли, — вместе с братом привезли к бабушке в Кулой на каникулы, а сама семья живет в Санкт-Петербурге. В жизни Матвей Павлов весельчак, танцор, но на площадке он впускал в себя Сашку Габелкина и становился им на все миллион процентов. Отыгранная им правда удивляла даже именитых актеров: «Где парня такого взяли?» Места надо знать — в Архангельской области!
.
— В каких городах зрители уже посмотрели фильм «Мятный пряник»?
— Ханты-Мансийск, Чита, районы Забайкалья, Алтай, Барнаул, Сыктывкар, Чебоксары. В Архангельске самую первую версию фильма, можно сказать, рабочую, которую мы собрали еще в 2019 году, презентовали на закрытом показе. Постарались на тот показ собрать только тех, кто был с фильмом рядом. Это было в большом зале кинотеатра «Русь» — набился битком.
В прокат очень стараемся запустить фильм осенью, хотим сделать это ко Дню матери — 27 ноября. Не знаю, пойдет зритель или не пойдет, но фестивальные и закрытые показы говорят о том, что такой фильм зрителю нужен.
— Какие отзывы вы получаете от профессионального сообщества?
— Чаще критику. Но, с другой стороны, на испанском кинофестивале SOL мы получили приз за лучший сценарий, а это признание коллег, и оно дорогого стоит. А так на фестивалях у нас в основном призы зрительских симпатий. Правда, на Шукшинском кинофестивале получили приз профессионального жюри и губернаторский. Там всегда споры идут: какой приз престижнее взять – гран-при, который присуждает жюри, или губернаторский, в определении обладателя которого участвуют жюри, администрация края и организаторы фестиваля. А главное, что он присуждается с учетом мнения зрителей. Нам достался именно губернаторский приз, и мы считаем его более важным. Надо сказать, что в этом году программа фестиваля была очень сильной – Владимир Котт, Александр Хант, Егор Кончаловский. Я вообще не думал, что мы можем претендовать на что-то в такой компании.
— А критика профессионалов не смущает?
— Нет. Они говорят в большинстве случаев о том, на что я шел сознательно в процессе создания фильма. Да, есть математика драматургии, но и в математике есть высшая математика, когда два плюс два дает пять, а не четыре. И математики это доказывают с помощью теорем. Так вот наш фильм — это, возможно, высшая математика драматургии, где мы идем не прямыми линиями и сюжетами. Это кино сделано из сердца, от души, оно действительно пришло с небес.
— Название «Мятный пряник» очень образное и атмосферное, возникают ассоциации с детством. Как оно родилось?
— Сценарист Алексей Тюриков сразу назвал свою новеллу «Мятный пряник». Я же долго сопротивлялся. У меня сначала название было самое простое и близкое — «Мама». Потом решили, что фильм будет называться «Мы нужны». Планировалось, что у нас будут две отдельные новеллы, а может быть, еще и третья. Даже на хлопушке было написано «Мы нужны. Новелла «Мятный пряник»». Леша мятные пряники не любит, а я их обожаю! В синопсисе он очень точно написал, что это некая сублимация несовместимых вещей. Для меня же мятный пряник – это единственное лакомство, которое есть у Сашки Габелкина. Нашему актеру Матвею до момента съемок мы не давали их попробовать, но у нас есть сцена, где они с учительницей едят мятные пряники. Был заготовлен, наверное, килограмм. Матвей садится и начинает есть. Сняли чуть ли не со второго дубля, потому что он с таким аппетитом уминал этот пряник! А после первого дубля он подходит и говорит: «Теперь я Сашку Габелкина понимаю еще больше. Это такая вкуснятина!»
— Что еще запомнилось на съемках?
— Историй, связанных с фильмом, много. Мы, например, клад нашли в деревне Повракулка. Когда снимали там, нашли дом, шикарную локацию, и начали собирать мебель для нее. Нам показали другой дом, в котором человек реставрирует мебель. Приходим к нему, и он говорит: «Берите что хотите». Стол у него был здоровый, такой, что не вынести, а у его соседа — более зашарпанный, но выглядел тоже шикарно. Мы вызвали грузчиков, естественно, при хозяине аккуратно его вынесли. Потом, когда затаскивали его в мастерскую на реставрацию, одна ножка вдруг выскочила, а под ней — ниша в деревянном остове стола. Из нее выпал промасленный пергамент старинный, свернутый аккуратно. Я открываю, а там — швейцарские золотые часы с цепочкой номерные, медальон с золотой цепочкой и николаевский червонец. Я этот клад хозяевам вернул, но червонец они мне подарили. Потом я его своему родственнику - нумизмату — на свадьбу передарил: это был лучший подарок для него. Много еще историй разных, все рассказать времени не хватит. Сходите в кинотеатр и посмотрите хорошее кино!