Андрей САХАРОВ | 12.10.2014 11:41:36
Международная конференция, прошедшая в Архангельске, не открыла новых горизонтов в перспективах освоения теплеющих северных широт. Представители российских регионов, в том числе Архангельской области, в очередной раз обозначили интерес к участию в арктических проектах, поощряемых государством, и только. Но услышит ли их федеральный центр? Ведь параллельно в Питере прошел международный форум на эту же тему. И именно он был облюбован российским истеблишментом.
Проведение в разных городах и весях России международных конференций по изучению открывающихся из-за таяния льдов экономических перспектив Арктики в последние годы стало уже непреложной традицией. Иногда проскальзывающее мнение некоторых российских ученых о временном характере изменения климатической обстановки тонут в хоре голосов, рассуждающих о грядущих выгодах плотного освоения транспортных возможностей Северного морского пути и углеводородных ресурсов. Получается, что победила родившаяся за рубежом уверенность в нарастающем характере потепления.
А нарастание финансового кризиса в России и сворачивание сырьевыми монополиями страны глобальных проектов вроде освоения Штокмановского месторождения углеводородов участников конференций не смущает. Арктика манит и зовет! Дележ, а точнее планирование дележа шкуры неубитого медведя, все продолжается. Вот и прошедшая в Гостином дворе Архангельска международная научная конференция «Конкурентный потенциал северных и арктических регионов», как уже видно из названия, прошла в этом русле. Причем в «планировании планов» отличаются как россияне, так и иностранные гости. Выступления последних чаще всего сводятся к презентации очередных проектов по изучению «Северов».
Лоббистский уклон
«А что вы хотели, это же просто повод собраться в узком кругу для решения вопросов текущего взаимодействия», – отреагировал один из российских участников конференции на мое замечание о том, что такие международные встречи все больше напоминают переливание из пустого в порожнее. Что ж, в таком подходе к арктическим конференциям есть свой резон. А вот проректор по подготовке кадров в сфере оборонно-промышленного комплекса САФУ Николай КАЛИСТРАТОВ считает, что с помощью таких совещаний надо доносить до чиновников всех мастей интересы производственников и ученых. То есть это просто лоббистская работа, которая, правда, по признанию Николая Яковлевича, у представителей Архангельской области получается плохо.
«Мы здесь для себя говорим, нас никто не слышит», – пожаловался председательствовавший на одной из секций конференции Калистратов. И действительно, это событие было обделено вниманием не только федеральных, но и региональных чиновников. К слову сказать, 8 октября, в день открытия конференции, в Питере прошел 14-й Международный энергетический форум. Главным его событием стала дискуссия с участием чиновников федерального правительства и представителей крупных корпораций «Усиление роли российской промышленности в освоении Арктического шельфа в современных условиях». Что бы они услышали, если бы присутствовали в это время на конференции в Архангельске?
Что каждый регион рассчитывает на свой кусок пирога при освоении Арктики. Например, представитель Института горного дела УрО РАН (Екатеринбург) Петр ТАРАСОВ заявил, что научный потенциал Екатеринбурга позволяет рассчитывать на его главенствующую роль в освоении Арктики. Он фактически предложил проводить государственную политику на Севере из бывшего Свердловска. Если в Хабаровске есть министерство по развитию Дальнего Востока, то почему в Екатеринбурге не быть отдельному федеральному ведомству по развитию «Северов»? Он же выступает за создание совета губернаторов приарктических регионов России.
«Поэтому я прилетел в Архангельск, чтобы обсудить этот вопрос с вашим губернатором», – заявил Петр Иванович.
В свою очередь Николай Калистратов не в первый уже раз «застолбил» за Архангельской областью ведущую роль по производству буровых платформ и производство верхних металлических конструкций, как для стационарных, так и для передвижных инженерных сооружений в Арктике.
«Постройка нефтедобывающей платформы «Приразломная» для Газпрома в Северодвинске, на заводе «Севмаш», позволила отработать необходимые технологии, и теперь там готовы строить платформы всех существующих типов», – уверен он.
В то же время северодвинский опыт пока не востребован у российских компаний, которые отдают производственный приоритет Мурманску и Дальнему Востоку.
«Это будет ошибкой, если производство платформ будет налажено на дальневосточном заводе «Звезда», – уверен Николай Яковлевич. – И логистика хуже, и профессиональный уровень работников там ниже. Мы туда по их просьбе сварщиков «Севмаша» командировали, потому что местные не тянут некоторые виды судостроительных работ».
Он объяснил, почему «Севмаш» так долго, с 1995-го по 2011 год, строил «Приразломную». Оказывается заказчики проекта шесть раз менял его концепцию, а до 2003 года финансирование работ шло в размере 1% от необходимого. А главное, экс-руководитель завода считает, что менеджмент заказчиков сделал ошибку, когда санкционировал покупку у норвежской компании Monitor TLP Ltd списанной платформы «Хаттон» за 60 млн долларов для установки ее на изготовленном на «Севмаше» кессоне (нижняя подводная часть платформы). Оказалось, что дешевле было строить верхнюю надстройку самостоятельно, чем доводить до ума б/у заготовку. В итоге от купленной платформы на «Приразломной» мало что осталось.
Гражданское судостроение в ступоре
По словам гендиректора северодвинского ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» Владимира НИКИТИНА, предприятие совместно с «Севмашем» настроено на выполнение заказов ОАО «Ямал СПГ» (производство сжиженного природного газа на Ямале). Причем это сотрудничество началось с подачи президента Владимира Путина. Кроме того, «Звездочка» надеется на работу по освоению углеводородных месторождений в Карском море совместно с «Роснефтью». У завода и его филиалов есть опыт сооружения добывающих платформ для иностранных месторождений, в частности в Норвегии и в строительстве той же «Приразломной», модернизации и постройки гражданских судов, создания мобильной установки для переработки твердых радиоактивных отходов.
«Мы можем строить для Арктики металлические модули различного предназначения весом 1,5 тысячи тонн, – рассказал Никитин «БК». – Но пока заказов на верхние строения мы почти не получаем. Хотя производить их выгоднее, чем нижние конструкции. Последние, условно говоря, стоят 3 доллара за килограмм, а верхние модули, учитывая начинку, – 12 долларов. Сейчас эта ниша занята южнокорейскими предприятиями, но, я думаю, и для нас работа найдется. Мы прорабатывали вопрос производства защитных конструкций для подводных скважин для добычи углеводородов. Но освоение Штокмана отложено, поэтому мы пока не видим их востребованности. Что касается строительства судов, в том числе и ледового класса, то эти заказы уходят за рубеж. С нашими накладными расходами трудно конкурировать и с европейскими, и с корейскими, и с китайскими компаниями. Пока главная для нас ниша – строительство гребных винтов. Это высокотехнологичная и хорошо оплачиваемая продукция. В настоящее время мы делаем только винты, но постепенно планируем производить морские пропульсивные системы в полном объеме».
А вот перспективы гражданского судостроения на предприятиях Северодвинске в тумане. «Севмаш» загружен оборонными заказами до 2020 года и не рискует заниматься диверсификацией производства в этом направлении. При этом люди, знакомые с ситуацией на заводе, постоянно говорят об оттоке кадров, занятых прежде на строительстве той же «Приразломной», и прогнозируют старт экономических проблем после выполнения оборонных контрактов.
На «Звездочке» отработан проект средних рыболовецких траулеров «Ягры». Напомним, что в рамках региональной программы «Возрождение рыболовного флота Архангельской области» от 2001 года предполагалось, что рыболовецкие предприятия получат 20 таких траулеров. Но, как это часто бывает в Архангельской области, эти планы провалились. «Звездочке» за все эти годы с большим трудом удалось продать три таких судна. Рыбаки предпочитают покупать дешевые старые траулеры за границей. Хотя в работе траулеры проекта «Ягры» показали себя хорошо.
«У нас остался корпус четвертого судна, и я думаю отправить его на распил», – удрученно заявил по этому поводу Владимир Никитин.
Подстегнуть развитие гражданского судостроения в России могла бы привязка выдачи государством дополнительных квот на лов рыбы предприятиям, закупающим траулеры на наших верфях. Однако эта тема муссируется давно, но с места воз не двигается. Между тем еще один участник конференции, руководитель Северного филиала ФГУП «ПИНРО» Андрей СЕМУШИН в своем докладе о ресурсном потенциале водных экосистем нарисовал весьма радужную картину для российских промысловиков в связи с арктическим потеплением. Так, запасы основного объекта их работы – трески – растут. Причем ее косяки смещаются к российской Новой Земле. Эта же тенденция прослеживается и в отношении других промысловых видов. Правда, отмечается нулевой вылов некоторых любящих холод пород рыб. Но ученые-практики уверены, что, например, сайка просто подалась в более холодные воды.
В общем, для рыбаков потепление пока сулит только плюсы, было бы только на чем ходить на промысел.