Текст: Андрей САХАРОВ. Фото: Алексей Липницкий | 21.08.2014 01:09:22
Председатель президиума Архангельского научного центра УрО РАН, доктор экономических наук, профессор Владимир ПАВЛЕНКО уверен: только опираясь на серьезные научные изыскания, Архангельская область будет двигаться в направлении тренда «территория устойчивого развития». Но пока интеллектуальный потенциал ученых центра в полной мере не востребован.
Владимир Павленко - один из авторов принятой Правительством РФ госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2020 г.», вице-президент Международного Арктического научного комитета (МАНК – IASC), заместитель председателя Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики, член экспертного совета Совета Федерации.
«Во многом благодаря позиции Архангельского научного центра (АНЦ) УрО РАН в Арктическую зону РФ, состав которой утвержден указом Президента России, включены Архангельск, Новодвинск и Северодвинск, а также Мезенский, Онежский и Приморский районы», - рассказывает Владимир Ильич.
– А какую роль вы отводите Архангельску в освоении Арктики?
– Несомненно, ведущую. Мне думается, что наша общая задача – сделать все, чтобы восстановить историческую справедливость и позиционировать Архангельскую область с ее развитым промышленным потенциалом как ведущий в стране регион изучения и освоения Арктики.
Посмотрите, руководством страны в последние годы принят ряд исключительно важных документов: основы государственной политики в Арктике, стратегия социально-экономического развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности, государственная программа, наконец. Законодательно определен состав Арктической зоны и, следовательно, ее южная граница. Созданы стартовые условия обеспечения государственного статистического наблюдения в Арктике России. Такого не было за всю историю страны.
В Российской академии наук однозначно восприняли эти и другие документы как твердую демонстрацию политической воли руководства страны по защите национальных интересов в Арктике. И, кстати, уже разрабатываем целый ряд проектов программы фундаментальных исследований Президиума РАН в интересах обеспечения социально-экономического развития Арктической зоны РФ.
Внимательное изучение целей и задач, сформулированных в упомянутых мной документах, взвешенное сопоставление их с уже имеющимися в Архангельской области возможностями – это и есть залог движения в избранном направлении.
На мой взгляд, для превращения Архангельской области в центр, главную базу страны по освоению Арктики уже есть определенные предпосылки, но еще больше предстоит сделать, чтобы действительно соответствовать избранной функции.
Первоочередная задача – модернизация и развитие объектов социальной, транспортной и энергетической инфраструктуры. Наши застарелые «болячки» общеизвестны: неразвитая транспортная сеть, трудно определяемое состояние дорог и коммуникаций, высокая доля аварийного жилья, недостаток современных организаций здравоохранения, спорта и культуры, низкая эффективность использования объектов недвижимости. Невысока и доля среднего и малого бизнеса в формировании внутреннего регионального продукта.
Базовый центр освоения Арктики обязан предоставлять логистические услуги для наращивания производственной активности в макрорегионе, обеспечивать подготовку, преимущественно из числа северян, квалифицированных специалистов для работы в экстремальных природных условиях на промышленных объектах, создавать комфортные условия проживания работающим в Арктике, т.е. архангелогородцам, ново- и северодвинцам, жителям трех муниципальных районов. Задачи не новые, о них много говорят, повторяться не буду.
– Вам скажут, что своими силами это невозможно сделать, только с помощью федерального центра…
– Правильно скажут. Но именно сейчас очень важно конвертировать общенациональные задачи в Арктике в конкретные дела в интересах территории и населения, двигаться к поставленной амбициозной цели, эффективно и рационально используя поддержку государства. Уверен, что совместными усилиями исполнительная и представительная власти региона в состоянии выполнить такую работу. При этом действовать надо точечно и целеустремленно, опираясь на науку. Важно комплексно осознать имеющиеся проблемы, найти «узкие места» и расшить их экономическими, финансовыми, административными методами.
Безусловно, это требует качественного прогнозирования. Непонятно почему, но подобной работой для области занимались привлеченные московские организации. Комментировать не буду, т.к. оценку их прогнозам дало время. Полагаю, что направления перспективного развития области должны определяться на основе сочетания региональных интересов и обязательного выполнения ею (Архангельской областью) задач территориального разделения труда, определяемых на общегосударственном уровне. Следует внимательно разобраться с причинами оттока населения в трудоспособном возрасте, ухудшения показателей развития лесопромышленного комплекса, ряда отраслей сельского хозяйства. Конечно, удержать людей на Севере сложно, но надо. Страна заинтересована в том, чтобы использовать имеющийся потенциал, а не ввозить сюда гастарбайтеров.
Если говорить о роли АНЦ УрО РАН в развитии области, то следует признать, что она незаслуженно мала. Меня избрали председателем Президиума АНЦ в 2012 году, и, приехав в Архангельск, я поразился, насколько было невостребовано участие центра, его экономического подразделения в работе по обеспечению развития области. Порой складывалось ощущение, что об АНЦ просто не знают. При этом важно подчеркнуть: в непростые 90-е годы прошлого столетия именно область выступила с инициативой возродить Архангельский научный центр (в 30-е годы он существовал как научная база АН СССР). Активное участие в его создании и развитии на разных этапах принимали руководители региона: В. М. Третьяков, А. А. Ефремов, В. С. Фортыгин.
В настоящее время перед АНЦ руководством академии наук поставлена задача обеспечить развитие региона в системе взаимодействия субъектов Федерации, входящих в Арктическую зону. Задача сложная, требующая глубоких знаний экономики региона и страны, навыков организации масштабных исследований, умения использовать их результаты в практической работе, широких научных связей в профессиональном научном сообществе. И должен сказать, что мы активно движемся в заданном направлении. За два с небольшим года более чем в два раза возросло число проектов фундаментальных исследований, с «нуля» развернута внебюджетная тематика, включающая прикладные и поисковые научные работы, пропорционально увеличилось и число научных сотрудников.
Привлекаем молодежь, избравшую свой путь в науке. И это наше «стратегическое» направление – передавать опыт и знания молодым, энергичным и пытливым.
С 2012 г. начали готовить высококвалифицированных специалистов в аспирантуре. Развиваем творческие связи с другими институтами РАН, университетами Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, коллегами из научных центров и организаций приарктических и неарктических стран.
– Какие направления социально-экономического роста региона вы видите?
– Все те же. Они ведь не меняются, т. к. в основном определяются природным и экономическим потенциалом региона. Меняются, как известно, условия его реализации.
Прежде всего, максимально возможно эффективно использовать конкурентные преимущества области, которые, как и прежде, заключаются в обеспеченности лесными ресурсами, запасами рыбы и морепродуктов, алмазами, созданным производственным, научным и образовательным потенциалом, ориентированным на Арктику и Север.
На мой взгляд, настоящее время от предшествующих лет отличает четкая и долговременная ориентация страны на развитие Арктики, несомненный рост экономической и финансовой мощи государства, концентрация внимания на основной производительной силе – человеке и среде его обитания.
Критически важно, работая над перспективами развития области, сконцентрировать внимание на крупных региональных проектах как элементах системы мероприятий, направленных на социально-экономической развитие Арктики и обеспечение национальной безопасности. Ведь страна – это единый экономический организм, все составляющие которого должны работать синхронно для достижения поставленных целей. Географическое положение Архангельской области, история региона и, наконец, стремление преодолеть хронические болячки просто обязывают нас незамедлительно включиться в эту работу.
Все крупные перспективные и нереализованные инфраструктурные проекты - глубоководный порт, Белкомур, несомненно, стратегические, национального масштаба. Но они должны сочетаться с развитием в регионе всех видов транспорта и транспортной сети для кратного увеличения грузопотока Северным морским путем.
Развитие лесного комплекса давно пора перевести на современный технологический и экономический уровень, вывести из «тени», обеспечить высокую добавленную стоимость, формируемую в области. Опыт Финляндии, партнера по Баренц/Евроактическому сотрудничеству, многому может научить, если проявить заинтересованность в этом.
Успехи в социально-экономическом развитии области в немалой степени определяются осознанием региональной властью особенностей нынешнего периода и способностью, несмотря на нескончаемые оперативные вопросы, подчинить свою деятельность последовательному решению стратегических задач в интересах региона и населения.