Анна СМИРНОВА | 28.05.2010 08:17:22
Большую роль в возрождении Севморпути сыграет Архангельск, заявил председатель Госдумы РФ Борис ГРЫЗЛОВ во время посещения погрузочно-разгрузочного района Экономия Архангельского морского торгового порта. «Мы считаем, Архангельск должен быть столицей Северного морского пути», - сказал спикер. Это означает, что именно в столице Поморья должна размещаться администрация Севморпути.
Необходимость возрождения трассы и создания для этого соответствующей инфраструктуры сомнений не вызывает. Через Север путь из Европы в Азию в два раза короче, чем через Суэцкий канал. Для судовладельцев и грузоотправителей это экономия не только времени, но и средств.
Кроме того, задача развития грузоперевозок по Севморпути вдвойне важна для России, так как позволит осваивать арктический шельф и северные прибрежные территории.
«Думаю, что этот вопрос попадет в повестку дня саммита АТЭС, который состоится в 2012 году во Владивостоке», - заключил спикер.
Посетив морской порт, глава российского парламента проинспектировал ход выполнения инвестпрограммы ОАО «ТГК-2» по газификации, отметил успехи региональных властей в сдерживании роста тарифов и заложил новый спортивный объект.
Погрузочно-разгрузочный район Экономия Архангельского морского торгового порта был первым пунктом программы визита спикера Госдумы. Гостю показали площадку, на которой возводится первый в России завод по обетонированию труб, - совместный проект Межрегионтрубопроводстроя и концерна Bredero Shaw.
Завод находится в стадии запуска, рассказал генеральный директор АМТП Владимир ТИТОВ. Пункт назначения его продукции - полуостров Ямал. Здесь на дне Карского моря в районе Байдарацкой губы прокладывают подводный трубопровод.
Рассказывая спикеру о трудовых буднях порта, представители АМТП подчеркнули, что делегация посетила территорию единственного на Севере контейнерного терминала. Бориса Грызлова заинтересовало, как сказался кризис на работе предприятия. Представители порта признали: объемы перевозок в сложный для мировой и российской экономики период упали почти в три раза. Особенно серьезны потери по продукции ЛПК. «Не о круглом ли лесе идет речь?» - насторожился спикер. Его успокоили: Архангельский морской порт не работает с «кругляком» - из «морских ворот» Поморья выходят суда с продукцией целлюлозно-бумажной промышленности, пиломатериалами.
Сейчас на недостаток работы в порту не жалуются: активно идут поставки, в частности для Норильского промузла. И все же мощности для наращивания объемов работы есть.
Кстати, изначально контейнерный терминал проектировался для работы по Севморпути. Тема развития этого направления стала основной на последующей встрече Грызлова с губернатором и сотрудниками предприятия. Председатель Госдумы сообщил, что решение восстановить Севморпуть назрело, и шаги в этом направлении делаются. Так, решено создать в десяти точках базы МЧС, есть проекты по обеспечению средствами связи и энергетики, реализуемые в том числе с участием Северодвинского машиностроительного предприятия. А в Петербурге осваивается технология строительства судов, которые смогут работать и на трассе Севморпути.
На следующей площадке – Архангельской ТЭЦ – одной из ключевых тем стал уровень тарифов в регионе. Их резкий рост даже явился причиной высадки в регионе «десанта» комиссии Госдумы по снижению тарифов. Прошло два месяца, и, по замечанию Грызлова, властям области удалось правильно отреагировать на выводы комиссии.
«Я знаю, что было принято решение снизить предел оплаты ЖКХ в доходе семьи, с которого начинают выдаваться субсидии на оплату коммунальных услуг, с 22% до 19%», - привел пример Грызлов. Губернатор Архангельской области Илья МИХАЛЬЧУК добавил, что удалось также снизить ночной тариф на электроэнергию, с ТГК-2 есть договоренность о снижении уровня роста тарифов на теплоэнергию с 18 до 15% - решение должно быть принято к следующему отопительному сезону.
Грызлов поинтересовался, как скажется на населении и коммунальных платежах приход в Архангельск газа. Михальчук пояснил: тарифы для граждан вырастут меньше, чем инфляция (на 6,4%), при условии повышения цен на газ в обозначенных ранее пределах – на 15%. А если бы основным источником оставался мазут, уровень роста составил бы 16%.
Как сообщил управляющий директор ОАО «ТГК-2» по Архангельской области Владимир МОКРИЦКИЙ (на снимке), в рамках инвестпрограммы переводятся на газовое топливо четыре из шести котлоагрегатов на Архангельской ТЭЦ и три из четырех на Северодвинской ТЭЦ-2. Однако есть проблемы с выполнением графика синхронизации в Северодвинске. Владимир Мокрицкий объяснил это недостатком оборотных средств: дебиторская задолженность перед ТГК-2, сложившаяся в основном из-за долгов управляющих компаний, составляет 1,6 млрд рублей. Но губернатор заверил спикера Госдумы, что газ в Северодвинск придет в середине следующего отопительного сезона.
После деловой части визита наступила торжественная - закладка нового физкультурно-оздоровительного комплекса им. М.В. Ломоносова на улице Папанина. Это будет самый крупный в городе ФОК, в том числе и по объему инвестиций. В новом комплексе архангелогородцы смогут заниматься плаванием, конькобежным спортом, хоккеем с мячом.
На быструю реализацию проекта рассчитывать не приходится. И это дает нерадостное основание утверждать, что спортивных долгостроев в Архангельске стало больше. Так, в центре Архангельска, на территории стадиона «Труд», до сих пор не введен в эксплуатацию спортивный центр с бассейном и универсальным игровым залом. Хотя объем инвестиций здесь в несколько раз меньше.
Фото: Владимир Зыкин, Алексей Липницкий