Андрей САХАРОВ. Фото: пресс-центр САФУ | 30.10.2014 06:53:34
Прошедший в Архангельске форум «Арктические проекты – сегодня и завтра» вновь стал площадкой для высказывания надежд, обращенных к государству. Его участники ждут, что от декларирования своих намерений покорить арктические просторы Россия перейдет к реальным действиям, а способствовать этому будут налоговые и социальные льготы для бизнеса.
Впервые прошедший год назад форум, по словам одного из участников, носил скорее «сервисный», нежели инвестиционный характер. То есть это был дежурный повод для различных государственных и бизнес-структур, заинтересованных занять свою нишу в деле освоения «северов», напомнить о себе. Тем более проектов по обустройству арктического присутствия России сегодня пруд пруди. Но все они требуют немало затрат, поэтому участники форума выступали с оглядкой на государство, в надежде, что оно прольет на них финансовые потоки или инициирует налоговые поблажки. Второй форум прошел примерно так же: дежурные выступления организаторов и надежды, что арктическая политика России обретет четкие очертания, воплотившись в комплекс конкретных решений и дел.
«Хотим напомнить, что наши вертолеты Ми-8 – наиболее адаптированная к работе в Арктике техника, – заявил «БК» начальник отдела конкурентного анализа и маркетинга перспективных проектов ОАО «Вертолеты России» Вадим МИХЕЕВ. – Зачастую российские компании закупают импортные вертолеты. Однако, как показывает практика, их использование чревато финансовыми издержками и техническими неудобствами. Дедушка Миль заложил столько технологической прочности в проект Ми-8, что мы еще долго будем пользоваться возможностями этого вертолета».
Министр промышленности и строительства Архангельской области Андрей ШЕСТАКОВ на открытии форума не был оригинален и традиционно обрисовал радужные перспективы региона в освоении арктических просторов. По его мнению, мы обладаем для этого промышленным и инфраструктурным потенциалом.
О том, что с деньгами, по понятным причинам, в российском государстве cейчас туго, участники форума предпочитали не вспоминать. Зато забота об импортозамещении, о котором объявил президент Владимир ПУТИН, нет-нет да и мелькала в речах выступавших. «Необходима огромная работа по импортозамещению и воссозданию отечественной промышленности», — заявил депутат Госдумы РФ, член комитета по энергетике Андрей КРУТОВ.
Вместо него на открытии должен был выступать председатель комитета Иван ГРАЧЕВ, однако в Архангельск отправили самого молодого его участника. Крутов удивил уверенностью, что «американский сланцевый газ – это миф», и предложил создать очередной бюрократический орган, координирующий работу всех структур в Арктике, – интегратор. По его мнению, им может стать президентская комиссия по топливно-энергетическому комплексу. Финансовым источником освоения Арктики, по мнению депутата, могут послужить резервные фонды, к примеру, Фонд национального благосостояния. Кстати, на его закрома для решения проблем внутрикорпоративного финансового баланса претендует государственная компания «Роснефть» и не только. Научный руководитель Института арктических нефтегазовых технологий РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина Анатолий ЗОЛОТУХИН тоже уверен в наших ресурсных возможностях. По его словам, львиная доля перспективных месторождений углеводородов в Арктике расположена в российской зоне и по объемам в полтора раза превышает разведанные ресурсы в Персидском заливе.
«А эффективнее газа источника энергии еще никто не придумал», – заметил он.
При этом Золотухин взялся пространно рассуждать о дружбе с американцами, и было непонятно, что за этим кроется: подспудное понимание, что в текущем периоде жизни страны планы по освоению Арктики останутся планами, или просто желание выговориться в русле политического тренда «Во всем виновата Америка».
«У нас больше друзей, чем кажется, – начал вдруг рассуждать Анатолий Борисович. – Многие американцы прекрасно к нам относятся. Они говорят, что нас может разлучить только война. Но войны не будет, и вы знаете, по какой причине…».
Зато на тему финансовой составляющей освоения Арктики Золотухин высказался четко и конкретно: «Если рассчитывать только на госбюджет, то мы разоримся или останемся без финансирования пенсионных проектов, медицины. Это надо делать за счет бизнеса и выстроенных международных отношений. Например, только для освоения запасов нефти и газа Печорского моря до 2050 года необходимо подготовить 50 тысяч специалистов разного профиля. А геологическая разведка требует ежегодного вложения $25 млрд».
Конкретные предложения по ускорению движения в сторону развития Арктики предложил руководитель группы «Шельфовые проекты» питерской компании «Пепеляев Групп» Павел КОНДУКОВ. Он заметил, что законодательная база для этого до сих пор до конца не отрегулирована. Есть подписанная президентом стратегия развития Арктики, но нет госпрограммы по освоению шельфа.
«Западные санкции должны ускорить создание комплексной нормативной базы, стимулирующей и регулирующей арктические проекты», – уверен юрист.
По его мнению, задача государства – финансирование создания арктической инфраструктуры, проведение политики налогового и таможенного стимулирования социально-экономических проектов. Чтобы ускорить процесс, Кондуков предлагает воспользоваться возможностями, которые предоставляет рассматриваемый Госдумой законопроект Минвостокразвития о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Он первоначально разрабатывался с прицелом на Дальний Восток, но после правки, по информации Кондукова, его действие предполагается распространить на все российские регионы. Получения статуса резидента ТОСЭР позволит инвестору получить налоговые льготы.
Например, «обнуляется» федеральная часть налога на прибыль в течение 3-5 лет начиная с момента получения первой прибыли, при этом снижается и региональная часть налога – не более 5%. Кроме того, для резидентов вводится полное освобождение от НДПИ в первые годы работы. Также предусматриваются требования к региональным и местным властям по освобождению от оплаты налогов на имущество и землю, закрепляется право на применение заявительного порядка возмещения НДС, понижающие коэффициенты страховых взносов. Более того, предусматривается разрешение без ограничений использовать иностранную рабочую силу, выплата федеральных компенсаций организациям за переезд работников на ПМЖ в зону ТОСЭР, получение дополнительных оплачиваемых отпусков и т. д.
Пожалуй, столь либеральный нормативный акт может подстегнуть частных инвесторов обратить внимание на Арктику, однако он предполагает и огромный финансовый вклад государства. Между тем суровые текущие реалии говорят о другом: государство судорожно ищет дополнительные источники пополнения казны и в публичном пространстве постоянно всплывает информация о желании чиновников повысить налоги. А если вспомнить, что проект ТОСЭР напоминает так и не заработавший в России институт особых экономических зон, то арктические перспективы скроются в тумане.