Артем БОТЫГИН | 30.03.2018 23:09:26
Вопрос налоговых льгот для инвесторов лесопромышленного комплекса стал, пожалуй, одним из самых обсуждаемых на мартовской сессии областного Собрания, если не считать традиционно популярные годовой отчет губернатора и поправки в бюджет. Правительство области и депутаты профильного комитета предложили установить пониженную ставку по налогу на движимое имущество для предприятий ЛПК, и теоретически бюджет региона в ближайшие три года может недополучить почти 2 млрд рублей.
На практике же вопрос надо ставить иначе: регион либо получит хоть что-то, установив меньшую ставку, либо может вовсе остаться без поступлений по этой статье доходов – в случае, если «лесные гиганты» примут решение зарегистрировать движимое имущество в других регионах, где ставка по обсуждаемому налогу ниже.
Кроме того, в перспективе предприятия сферы ЛПК могут даже пересмотреть экономику своих инвестиционных проектов, продлив срок их реализации. Это, как считают в Правительстве Архангельской области, может привести к еще большим налоговым потерям: если запланированные сроки сдачи новых производств будут сдвинуты, придется смещать и прогнозный план по поступлению налога на прибыль с их работы, а также по НДФЛ, так как предполагаемые рабочие места будут также созданы позже.
Если говорить о цифрах, то на федеральном уровне на 2018 год ставка налога на движимое имущество установлена в размере 1,1%, а в 2019-2020 годах должна стать вдвое больше. При этом регионы имеют право самостоятельно определить размер ставки. Как отметил председатель комитета по природопользованию и лесопромышленному комплексу Александр ДЯТЛОВ, в Москве, Санкт-Петербурге и Вологодской области налог на движимое имущество и вовсе «нулевой», поэтому эти территории гораздо интереснее для бизнеса.
В Архангельской области предлагается установить ставку по обсуждаемому налогу в половинном значении от «рекомендованного» – 0,55% и 1,1% соответственно. Это касается имущества, приобретенного до 2018 года, но и не старше трех лет. Для «свежей» техники, купленной в этом году, ставка будет и вовсе незначительной – 0,1% на все три года. Как отметил министр природных ресурсов и ЛПК Архангельской области Александр ЕРУЛИК, все это делается для создания более благоприятного инвестиционного климата в регионе.
«Концепция законопроекта предусматривает предоставление налоговых льгот предприятиям сферы ЛПК. Это обусловлено тем, что они реализуют в регионе крупные инвестпроекты, в том числе и приоритетные. За последние годы инвесторами направлено на развитие производств более 56 млрд рублей и создано 2400 рабочих мест. До 2021 года предприятиями лесопромышленного комплекса в рамках реализации новых инвестпроектов подтверждены планируемые финансовые вложения в размере более 15 млрд рублей и создание дополнительно свыше 3000 рабочих мест», – отметил Александр Ерулик.
Заместитель председателя комитета по региональной политике и вопросам местного самоуправления Юрий ШАРОВ возмутился угрозам «олигархического бизнеса» уйти в другие регионы в случае непринятия пониженных ставок по налогу на движимое имущество.
«Неужели Правительство Архангельской области расписывается в своем бессилии и невозможно другими способами повлиять на бизнес, чтобы он платил налоги полноценно?» – спросил депутат профильного министра.
По словам Александр Ерулика, у предприятий есть законное право зарегистрировать движимое имущество в другом субъекте, а применение мер административного воздействия может создать конкурентные ограничения на рынке.
«В 2018 году при потенциальных потерях бюджета (в случае принятия пониженной ставки по налогу на движимое имущество. – Прим. ред.) в 186 млн рублей ожидается 200 млн рублей поступлений по НДФЛ в связи с тем, что будут созданы новые рабочие места. Нужно оценивать эффект от понижения ставки не здесь и сейчас, а в среднесрочной перспективе», – считает Александр Ерулик.
Он также отметил, что в случае непринятия законопроекта есть риск, что инвестиционные планы предприятий будут пересмотрены, потому что экономика не будет «биться». Соответственно, всю дорожную карту с объемами инвестиций также придется пересмотреть, и рабочие места в таком количестве не будут созданы. Министр напомнил, что за последние годы на 40% выросла ставка аренды на пользования лесами, а также подрос инвестиционный сбор.
«Когда предприятия заявляли свои инвестиционные проекты, экономические условия были другими. Если не предпринять меры, это заставит предприятия либо изменить сроки реализации своих проектов, либо вообще от них отказаться», – подчеркнул Александр Ерулик.
В дискуссию также включился председатель областного Собрания Виктор НОВОЖИЛОВ, отметив, что, принимая законопроект в таком виде, нужно внимательно подойти ко второму чтению, чтобы «за бортом» не оказались субъекты малого и среднего предпринимательства.
«Прогнозная оценка размера выпадающих налогов: в 2018-м
– 186 млн рублей, в 2019-м – 702 млн, в 2020-м – 978 млн. Я думаю, что это какой-то шантаж со стороны бизнеса: мол, если вы не понизите ставку, мы уйдем (относительно регистрации движимого имущества. – Прим. ред.) в другой регион. Вологодская область дала такую преференцию, но с оговоркой, что льготы будут доступны только для предприятий, зарегистрированных в своем регионе. Мы тоже можем предусмотреть такое условие», – пояснил свою позицию Виктор Новожилов.
По итогам продолжительного обсуждения областные депутаты приняли решение поддержать представленный законопроект. В ходе дискуссии сразу поступили предложения расширить круг получателей налоговой льготы: в него можно включить компании, представляющие другие отрасли экономики. Подготовкой возможных поправок займутся члены специально созданной рабочей группы. Во втором чтении законопроект будет рассмотрен на следующей сессии – 25 апреля.