Анна БЕЛЯЕВА | 11.12.2009 08:00:08
Несмотря на отмену обязательной вторичной сертификации в регионах, в Архангельске поставщики алкоголя должны проходить дополнительную добровольно-принудительную проверку качества своей продукции. Иначе их товар не примут на реализацию в крупные торговые сети. Юридически добровольная, по факту дополнительная система проверки, которая официально называется подтверждением оценки соответствия, является обязательной.
Права контролировать качество алкогольной продукции регионы лишены с 2006 года. Тогда были упразднены акцизные склады, региональные марки, обязательная вторичная сертификация продукции. Не все смирились с потерей этих функций. И ввели новые...
Поймай «зеленого змия»
В Твери, например, алкогольная продукция идет на прилавки со знаком «Тверское качество», если проходит анализ в специально созданном ГУПе.
А наиболее радикальный пример показывает Татарстан. Это единственный субъект в РФ, где не расформировали государственную алкогольную инспекцию. В республике установлено ежедневное электронное декларирование розницы.
Пойти по пути Татарстана изначально планировали и в Архангельской области. Сделать это не позволило федеральное законодательство. Однако в определенной мере пустующую нишу проверки качества занял ФГУ «Центр стандартизации, метрологии и сертификации» (Архангельский ЦСМ).
В отличие от Роспотребнадзора, который отслеживает продукцию на этапе розничной реализации, в ЦСМ идет проверка соответствия качества во время ввоза спиртного на территорию Архангельской области.
При этом проверяется не только документация, с которой товар поступает в область.
«В состав Архангельского ЦСМ входит центр испытаний продукции, аккредитованный на техническую компетентность и независимость. Центр испытаний оснащен специализированным оборудованием и квалифицированными кадрами, - сообщил «БК» директор Архангельского ЦСМ Андрей РОДИМАНОВ. - Иногда мы слышим упреки, что в каком-то регионе за испытания берут 700 рублей с партии, а мы – 1200. Но при этом мы проводим полный спектр испытаний в соответствии с нормативной документацией».
Схема такова: специалисты по приглашению компании проводят на складе проверку документов и первичный осмотр партии товара. Так, наклеенная криво этикетка служит веским основанием для того, чтобы «завернуть» товар. Также оптовику рекомендуют провести анализ в лаборатории.
Штучный алкоголь (например, коньяк категории VSOP) не берут на проверку. Отбор проб осуществляется на основании нормативной документации. Два образца направляются в ЦСМ, два контрольных остаются на складе оптовика. Если вместо вина в бутылки налита «крашеная жидкость», но поставщик не согласен с заключением экспертов, экземпляры отправляются в арбитражную лабораторию Москвы. Если выводы архангельских специалистов подтверждаются, продукция возвращается производителю как некачественная.
«Сертификат завода не всегда подтверждает качество: производители иногда не объективны к своей продукции», - отмечает Андрей Родиманов.
Особое внимание - продукции из Кабардино-Балкарии и Ставропольского края: оттуда чаще всего приходит товар ненадлежащего качества.
Контроль проходит только завозная продукция. Так, «АЛВИЗ» и Устьянский ликеро-водочный завод алкоголь собственного производства оценивают в собственных лабораториях. В отделе сбыта АЛВИЗА «Бизнес-классу» это объяснили заботой о качестве продукции и репутации предприятия.
Запутались в сетях
В 2009 году в Архангельском ЦСМ прошли лабораторную проверку 1200 образцов алкоголя (от партий в 2,5 млн бутылок), внешний осмотр - 67 тысяч единиц продукции. Забраковано порядка 3% продукции (в основном - вино), что, по оценкам специалистов центра, настораживающий показатель. Всего в регион, по данным ЦСМ, поставлено свыше 24 млн бутылок алкоголя.
«Мы осматриваем лишь 10% продукции, приходящей в регион, так как законодательство не позволяет сделать проверку обязательной для всех», - сетует Андрей Родиманов.
Поставщикам, чья продукция не проходит контроль качества в ЦСМ, непросто пробиться в розницу.
«Крупные торговые сети не берут на реализацию товар без отметки нашего центра. Результат – за последние годы не было ни одного случая, когда человек отравился бы алкоголем, приобретенным в торговых сетях, - поделился Родиманов.
С торговыми сетями и поставщиками ЦСМ заключает договоры. Все - на добровольной основе, подчеркивают в центре, путем переговоров и убеждений. Договор предусматривает, что фирма обязуется на добровольной основе предоставлять продукцию для исследования. Плата зависит от объемов проверки.
Явка для «повинных»
У оптовиков свой взгляд на ситуацию. Многие плотно работают с ЦСМ, консультируются с его специалистами по поводу ГОСТов, законодательства.
Опрошенные «БК» эксперты согласны, что лаборатория ЦСМ нужна как барьер на пути некачественного алкоголя: компании спокойней, и покупатель доверяет точкам, где реализуют проверенный алкоголь.
Но ряд моментов все же вызывает смущение, на условиях анонимности отметили представители компаний.
Во-первых, почему продукция должна проходить вторичную проверку, если есть сертификат, подтверждающий соответствие товара требованиям законодательства. Производители должны конкурировать, отвечая за качество своей продукции. Подобное «соревнование» само по себе является стимулом к сокращению некачественной продукции.
Во-вторых, проверка занимает время, и спиртное поступает на реализацию с задержкой.
В-третьих, это затраты, которые вкладываются в стоимость продукции (отметим, мнения поставщиков здесь расходятся, - часть из них не считает это существенным фактором).
Наконец, ряд экспертов указали, что хотя законодательной основы для дополнительного контроля нет, в ходе проверок оптовиков контролирующие органы учитывают наличие документов от ЦСМ.
Были и курьезные случаи. Так, элитное дорогое вино многолетней выдержки пытались «забраковать» из-за сомнительного осадка. А первые поставки в Архангельскую область вина с китайскими сливами - как напиток с «инородными телами».
Как сообщил «БК» председатель комитета по инвестициям, собственности и предпринимательству Архангельского облсобрания Эрнест БЕЛОКОРОВИН, обращений в комитет по данному поводу со стороны бизнеса не было.
«Однако я считаю, что дополнительные проверки – барьер для бизнеса, их и так много. Я полагаю, отвечать за качество должны в первую очередь производители», - подчеркнул депутат.
Тем временем, в 2010 году добровольная проверка соответствия качества продукции в Архангельской области может стать обязательной. Сформирована Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, и в регионах будут созданы ее территориальные подразделения. Представители оптовых торговых структур надеются, что новая служба установит четкие единые правила игры для всех участников рынка.
«Но пока этого не произошло, мы надеемся, что поставщики алкогольной продукции будут серьезно относиться к добровольной сертификации. Это своего рода социальная ответственность бизнеса — забота о покупателях, которые благодаря механизму подтверждения оценки соответствия дополнительно защищены от некачественного алкоголя», - считает директор Архангельского ЦСМ Андрей Родиманов.