Илья ЛЕОНЮК. На правах рекламы. | 16.06.2021 13:26:03
Масштабирование бизнеса сегодня играет ключевую роль в развитии коммерческих проектов предпринимателей. Так, увеличение количества торговых точек существенно снижает закупочные цены на товары, стоимость цифровизации сети, растет доля бизнеса на рынке.
Путей масштабирования два – открытие филиалов или создание франшизы. Последнее всегда было уделом крупных столичных брендов, но удачный опыт местных компаний показывает позитивный тренд в создании и упаковке франшиз из регионов.
Франшиза – это право на ведение бизнеса с использованием бизнес-модели другой компании. Такой подход дает возможность запустить дело с нуля, но уже под известной вывеской и с набором эффективных стандартов работы. Компания, продающая франшизу, называется франчайзером. Компания, ее покупающая, – франчайзи. Если у вас нет своей идеи, вы можете выбрать уже действующую в других городах и реализовать ее в своем регионе.
Плата, которая вносится за покупку и дает право вести бизнес по франшизе, называется паушальным взносом. Это одноразовый платеж как за вступление в сеть, так и за готовое решение. Кроме паушального взноса есть еще и роялти – простыми словами, процент от дохода. Пока часть предпринимателей думает о покупке франшизы, другие создают ее самостоятельно с целью продажи – развития и капитализации собственного бренда.
Создание франшизы в регионе – это в первую очередь наличие реально работающей бизнес-модели в небольшом городе. Как правило, местные предприниматели уделяют особое внимание экономике на местах, знают ее проблемы и пути решения. Средний чек, наем персонала, трафик, режим работы и в целом деловые процессы в городе с населением до 500 тысяч жителей значительно отличаются от столичных реалий. Такие продукты становятся привлекательными для тех, кто только что зарегистрировал компанию или планирует открытие новой ниши, но недостаточно ее изучил.
В Архангельской области есть десятки успешных примеров запуска франшиз от федеральных сетей: речь в первую очередь идет о торговле, общественном питании, бытовых услугах, медицинских лабораториях, аптеках, интернет-магазинах и пунктах выдачи заказов. Есть и успешные примеры упаковки бизнеса от местных предпринимателей. Так, по франшизе северодвинской фитнес-студии Total Body недавно были открыты подобные заведения в Калининграде и Архангельске.
«Потребность рынка в нашем продукте очевидна. Мы делаем упор на групповые тренировки: это фитнес, йога, современные танцы, акробатика, стретчинг. Созданием франшизы занимались в период пандемии, не теряли времени – прописали все бизнес-процессы, сделали анализ рынка в других городах, тестировали рекламные каналы и прочее. Наш опыт показал, что фитнес-услуги слабо оцифрованы: в большинстве случаев собственник по-прежнему все записывает на бумажку, совмещаются должности администратора и тренера и так далее. Мы нацелены на исправление ситуации и предлагаем комплексный подход в своей франшизе», – поясняет руководитель сети Total Body Павел СИВКОВ.
Сегодня франшиза сети стоит 250 тысяч рублей. За эти деньги франчайзи получит полное сопровождение на старте проекта и после его запуска – от аренды помещения до найма персонала, а также регламенты, чек-листы и описание всех процессов. Павел Сивков поясняет, что создание филиальной сети с точки зрения финансов более прибыльно, но франшиза обеспечивает быстрый рост и требует гораздо меньших инвестиций.
«Мы считаем, что хорошая франшиза должна иметь крепкую нормативную базу, всестороннюю поддержку со стороны управляющей компании, как в технических вопросах, так и в работе с мышлением и мотивацией. Партнер должен понимать, что ежемесячные платежи (роялти) идут на развитие всей сети. В Агентстве регионального развития нам помогли с упаковкой франшизы и ее продвижением: это регистрация товарного знака, информационная поддержка. Также мы получили льготный заем от МКК Фонд «Развитие». Когда проводим встречи в Архангельске, пользуемся бесплатными переговорными и коворкингом центра «Мой бизнес», – рассказал Павел Сивков.
Сегодня у франшизы Total Body полностью описаны 22 бизнес-процесса, 15 чек-листов, регламенты работы для всех сотрудников и пакет скриптов на все случаи жизни. По оценке самих предпринимателей, маржинальность франшизы составляет 63-65%, чистая прибыль – 25-27%. В среднем одну студию ежемесячно посещают более 500 клиентов. Свыше 2000 посещений в месяц – это далеко не предел, уверены предприниматели.
Агентство регионального развития разработало для предпринимателей, рассматривающих возможность покупки франшизы в конкретном муниципальном образовании, несколько алгоритмов действий, также готово оказать всестороннюю поддержку тем, кто планирует создавать франшизу. Специалисты агентства помогут при оценке франшизы с юридической и экономической точки зрения, с учетом региональной и отраслевой специфики построения бизнес-процессов.