Кристина СТРЕКИНА | 10.07.2014 07:20:20
Вопрос правового регулирования проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) обсуждался на Архангельском юридическом форуме второй год подряд. В этот раз от темы масштабных проектов организаторы отошли, предложив для обсуждения локальные проблемы развития ГЧП.
Директор правового департамента администрации губернатора и Правительства Архангельской области Игорь АДРЕЕЧЕВ отметил, что Федеральный закон «Об основах государственно-частного партнерства» рассматривается Госдумой в течение года. На его взгляд, основные причины торможения процессов развития ГЧП в России связаны с несовершенством законодательства, «консерватизмом чиновничьей братии», высокими правовыми и финансовыми рисками для государства и отсутствием гарантий для инвесторов.
4 июля, перед тем как уйти на каникулы, Госдума в третьем чтении утвердила поправки в закон о концессионных соглашениях (одной из форм ГЧП, при которой право собственности сохраняется за публичным партнером). Поправки не внесли существенных изменений в концессионные соглашения, а лишь расширили перечень объектов, которые можно передать в концессию. В основном это объекты социального обслуживания и расширение раздела «автодорожное строительство».
«На данный момент концессия абсолютно не интересна иностранным инвесторам, - заявил на «круглом столе» в Архангельске эксперт в области инвестиций из Германии. - У нас есть 70-80 компаний, готовых к участию в проектах ГЧП. Ваши государственные органы всегда говорят, что России нужны инвесторы. В чем проблема? Например, сейчас несколько компаний готовы реставрировать здания в Москве, но только при последующем выкупе объекта в собственность компании».
Игорь Андреечев упомянул еще одну причину нежелания инвесторов участвовать в концессионных соглашениях: бизнес не заинтересован эксплуатировать объекты социального значения. Если речь идет о строительстве детских садов и школ, привлечение посредников при использовании объекта не вписывается в классическую схему концессии.
Министр имущественных отношений Архангельской области Ирина КОВАЛЁВА в свою очередь отметила, что региональное правительство старается применять новые формы государственно-частного партнерства: «При приватизации Архангельского тралового флота нами впервые в России была применена практика передачи инвестором одной акции предприятия Архангельской области. Мы сохранили контроль над АТФ, чтобы бизнес не ушел из региона. На мой взгляд, подписание договора и акционерного соглашения в проектах государственно-частного партнерства позволит привлечь инвесторов в регион. Сейчас мы пытаемся создать акционерное общество, в котором контроль над организацией будет осуществляться через акционерное соглашение. Инвестор доволен - он руководит бизнесом, а мы оставляем объект с той социальной нагрузкой, которая необходима региону».
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Денис ГУДКОВ, управляющий партнер юридической компании «Гудков, Корельский, Смолярж», заместитель председателя Архангельского регионального отделения Ассоциации юристов России:
- Тема государственно-частного партнерства крайне актуальна для развития экономики региона. В условиях дефицита бюджетных средств и плачевного состояния общедоступной (публичной) инфраструктуры важно создать комфортные условия для участия частного бизнеса в инфраструктурных проектах.
Слабое развитие различных форм государственно-частного партнерства объясняется отсутствием специального закона, устанавливающего четкие правила игры для частных и публичных партнеров. К сожалению, принятие соответствующего федерального закона об основах государственно-частного партнерства было отложено на осеннюю сессию Государственной Думы.
Сегодня законодательно урегулирована лишь одна форма ГЧП – концессионное соглашение. Но она применяется крайне редко (на конец 2013 года в России действует всего 79 концессий). Новый закон об основах ГЧП обещает быть революционным. Предполагается, что инвестор при выполнении ряда условий сможет получить объект в собственность. Минусом законопроекта является то, что он не распространяется на объекты ЖКХ. Данные объекты будут регулироваться законом о концессионных соглашениях, так как государство не заинтересовано в передаче объектов