Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 05.07.2009 09:00:00
Мы не раз поднимали актуальную тему проведения муниципальных конкурсов, описывая сложившуюся негативную ситуацию с отменой конкурсов и аукционов в Архангельске из-за нарушений законодательства. Сегодня мы публикуем комментарии администрации города и депутатов по фактам, изложенным в статье.
По словам начальника службы муниципального заказа мэрии Архангельска Геннадия СИНЬКОВА, в этом году объем размещения муниципального заказа по службе предусмотрен в городском бюджете в сумме 1,1 млрд рублей.
Процесс сокращения бюджетных расходов самым непосредственным образом отразился на увеличении количества участников торгов и - как следствие — на числе жалоб, подаваемых участниками в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (УФАС).
«Не могу согласиться с тем, что город Архангельск является лидером среди муниципальных образований области по количеству жалоб от участников размещения заказа. Бюджет Архангельска на 2009 год в разы превышает бюджеты любого муниципального образования, что увеличивает и количество проводимых нами торгов, соответственно увеличивается и количество участников размещения заказа. Обжалование торгов и дальнейшая их отмена - это не показатель «лидерства», а индикатор борьбы участников. Мы считаем, что заявки участников служба отклонила обоснованно, так как все, я выделяю - ВСЕ решения Архангельского УФАС мэрия города обжалует в арбитражном суде. Мы считаем, что комиссия УФАС подошла к рассмотрению жалоб формально, без учета конкретных специфических особенностей объектов заказа. Например, отрицают наше право запрашивать лицензии у участников конкурса», - пояснил Геннадий Синьков.
Он подтвердил - отказы к допуску на участие в конкурсе или аукционе, конечно, имеют место, иначе не было бы недовольных. Право на отказ у заказчика имеется, но оно жестко регламентировано. Поэтому такие решения обязательно обосновываются и отражаются в протоколах, которые публикуются на официальном сайте мэрии для всеобщего обозрения.
«Что касается подписания контрактов с единственным участником - это редкий случай. По состоянию на 15 июня по службе муниципального заказа заключено всего три таких договора. Но это те эпизоды, когда на торги была подана заявка только от одной организации, - отмечает Геннадий Синьков. - Законодательная база размещения заказов только формируется. Федеральный закон «О размещении заказов...» принят в 2005 году. Другие законы вступили в силу еще позже, изменения вносятся ежегодно. Основные проблемы закупки товаров эта система решила, а вот нюансы формирования предмета работ и услуг, ответственности подрядчика пока недостаточно проработаны. Интересы самого получателя услуг и плательщика защищены слабо. Институт недобросовестных поставщиков не работает».
В подвешенном состоянии
Но пока решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области мэрией оспариваются, важные для города работы по ремонту объектов социальной сферы откладываются.
Например, аукцион на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации признан не состоявшимся, а значит, будет проводиться повторно и работы придется заканчивать после 1 сентября.
И хотя подрядчики для проведения капремонта в образовательных учреждениях города в конце мая уже тоже были определены, результаты и этого аукциона антимонопольным управлением поставлены под сомнение. По словам Геннадия Синькова, в техническое задание якобы неоднократно вносились поправки, в результате чего у специалистов УФАС и возникли подозрения в незаконности проведения процедуры торгов.
«Все виды работ по образовательным учреждениям были уточнены еще в конце 2008 года», - возмутилась директор департамента образования Татьяна ОГИБИНА.
Что нам стоит дом построить?
Публичной порке, по-другому не назовешь, подвергся на прошлой неделе Геннадий Синьков. На еженедельном совещании в мэрии областного центра рассматривали вопрос строительства 252-квартирного жилого дома в Северном округе на ул. 40 лет Великой Победы.
Этот объект был включен в городскую инвестиционную программу на 2008 год с общим объемом финансирования в 655 млн рублей. Конкурс выиграла фирма ООО «Монтажспецстрой», обойдя компанию «Архангельскгражданреконструкция». Однако, как говорят, АГР предложила более выгодную для города цену, но к участию в конкурсе допущена не была.... По словам Геннадия Синькова, АГР не предоставила всю необходимую документацию, и, соответственно, договор был заключен со вторым участником торгов.
«Дом надо строить, средства выделены полгода назад, но из 119 миллионов рублей освоено только шесть», - подчеркнул мэр Архангельска Виктор ПАВЛЕНКО. Забиты три сваи, стоит забор.
Директор ООО «МонтажСпецСтрой» Андрей САДКОВ заявил, что фирма зарегистрирована в Санкт-Петербурге и имеет шестилетний опыт строительных работ. Несмотря на это, взятые на себя обязательства подрядчику, похоже, «не по зубам».
«На что направлен перечисленный предприятию аванс?» – попросила уточнить директор департамента финансов и казначейского исполнения бюджета Людмила КАРПОВА. «Перечислен субподрядчику, - ответил Андрей Садков. – ООО «Пирайя» в Москве». Дальнейшие вопросы, вероятно, будут задавать уже правоохранительные органы.
Ситуация тем более странная, что уже после начала работ на заседании технического совета было принято решение изменить проект. Мол, лифтов нет грузовых и кухни маленькие. «Это вы в прокуратуре будете рассказывать», - оборвал Геннадия Синькова мэр.
Начальник управления строительства и капитального ремонта Игорь ОРОНОВ подтвердил, что в техническом задании было четко указано, что дом будет 93-й серии, при этом проект прошел государственную экспертизу. «Все ссылки на несоответствие СНИП не более чем отговорки», - считает Игорь Борисович. Да и само странное решение техсовета - отнюдь не закон для подрядчика.
«Положения о техническом совете нет, его решения не имеют юридической силы», - пояснила директор муниципально-правового департамента Жанна МИНДЕР.
«Подрядчик прекрасно знал, что предстоит строить дом именно 93-й серии», - заметил заместитель мэра по социальным вопросам Юрий ПАЧИН. «Напрашивается следующий вопрос: что это за организация, которая берется осваивать сотни миллионов, заключает договор и не понимает, что будет строить?» – говорит советник мэра, депутат Архангельского городского Совета Александр ИВАНОВ. Второй вопрос уже не риторический: а готов ли подрядчик нести финансовую ответственность в случае невыполнения условий контракта?
Директор ООО «МонтажСпецСтрой» заверяет, что ответственность фирмы застрахована. Наряду с вопросом «Кто виноват?» надо решать и второй – «Что делать?».
По поручению мэра Виктора Павленко будет организована встреча руководства «МонтажСпецСтроя» и «Архангельскгражданреконструкции», которая может выступить субподрядчиком и выполнить необходимые работы. Но разве такая солидная строительная компания с отменной репутацией будет браться «за дело» на условиях субподряда? Только если конкурс будет проведен повторно. И позиция АГР будет понятна.
Подрядились построить недорогой социальный дом, отодвинули АГР - протащили «свою» компанию, «распилили» деньги... И вот теперь, когда в финансовых «художествах» уличены либо заказчики, либо исполнители — не столь важно, — мэрия хочет оставить у руля провинившуюся фирму, а договор субподряда заключить с отстраненным от конкурса участником. Сколько заработали «Монтажспецстрой» и «Пирайя» на процентах и заработают еще? Что же это за социальный дом получится, если на этом заказе будут «крутить» деньги столько подрядчиков?
Новые эпизоды
Компания «АСК» намерена добиваться правды в суде и доказывать свою правоту по конкурсу на право заключения муниципальных контрактов на выполнение функций заказчика по объектам социальной сферы Архангельска.
В июне победителем открытого конкурса по всем десяти лотам (около 170 млн рублей) признано МУП «Стройсервис». Второе место по девяти лотам - ООО «АСК».
У «АСК» возникли подозрения, что при обнародовании ценовых предложений представитель комиссии зачитывал заявки МУП «Стройсервис» последними и преднамеренно проговаривал более низкие цифры по сравнению с заявленными другими участниками. Причем после вскрытия конвертов конкурсная комиссия отказалась показать представителю ООО «АСК» ценовое предложение конкурентной организации.
И хотя ФЗ «О размещении заказов» гласит, что вскрытие конвертов с заявками осуществляется публично, а участник размещения заказа вправе вести аудио- и видеозапись процедуры вскрытия конвертов, визуальное ознакомление с содержанием ценового предложения конкурентных заявок не предусмотрено.
Недоработки это или нет — судить законодателям. Факт в том, что жалобу АСК в антимонопольном управлении признали необоснованной. Но неприятный осадок остался...
Сегодня служба муниципального заказа мэрии города является главным распорядителем кредитов и выполняет функции заказчика по финансированию объектов, включенных в бюджет 2009 года по управлениям: строительства и капитального ремонта, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, дорог и мостов.
Но заказы по здравоохранению и социальной политике профильный департамент размещает самостоятельно. И в части проведения торгов в этой сфере на мэрию Архангельска нареканий нет.
«Есть с чем сравнивать, - говорит депутат Архангельского городского Совета Вячеслав ШИРОКИЙ. - У департамента здравоохранения нет такой огромной службы специалистов, но и нет поводов их в чем-то подозревать. Есть основания говорить о том, что там конкурсы проводятся честно и правильно». По его мнению, чиновникам и депутатам нужно подумать — не вернуть ли размещение заказа на 2010 год профильным управлениям мэрии?
«В этом предложении есть свои минусы — необходимо выделять средства на содержание дополнительных специалистов. Но у мэрии может появиться резерв — зачем городу зам мэра по строительству, которое теперь заморожено? Да и если служба муниципального заказа не справляется с возложенными на нее функциями, не легче ли ее расформировать? Ведь когда в одних руках сосредоточены миллиарды рублей — это прямой путь к коррупции», - уверен Вячеслав Широкий.