Валерий ЩИПУНОВ | 26.11.2010 05:51:28
Стремясь усилить свою защиту, заказчики государственного и муниципального заказа предъявляют особые требования к участникам торгов, не предусматривается выплата аванса, а окончательные расчеты задерживаются на несколько месяцев. Эти меры закрывают малому бизнесу доступ к бюджетным ресурсам. Снижается конкуренция, повышается коррупция. В итоге участвовать в конкурсах предпринимателям становится просто невыгодно.
Сегодня восьмая часть бюджета России «спиливается», или, проще говоря, разворовывается. Доля так называемых «откатов» в размещении государственных и муниципальных заказов колеблется от 10 до 20%. Такие цифры привел Президент России Дмитрий МЕДВЕДЕВ на открытии состоявшегося недавно в Южной Корее саммита G20.
По информации начальника Контрольного управления администрации Президента РФ Константина ЧУЙЧЕНКО, в системе госзакупок воруется, по самым скромным подсчетам, до 1 трлн рублей ежегодно.
Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь АРТЕМЬЕВ согласен с этой оценкой, но надеется на то, что с 2012 года, после ведения в России электронных торгов, государство сможет уберечь от расхищения эту огромную сумму. На светлое будущее надеется и Министерство экономического развития РФ - оно разрабатывает проект федеральной контрактной системы для создания правовой базы обеспечения единой и контролируемой системы государственных и муниципальных заказов.
В условиях ее «отсутствия присутствия» объективные вроде бы для рыночной экономики коммерческие отношения власти и бизнеса складываются весьма непросто. Недовольные сразу обращаются с жалобами в ФАС. Так, за шесть месяцев 2010 года Архангельское УФАС за нарушения закона о госзаказе на должностных лиц наложило штрафов на сумму в 1,7 млн рублей. Хотя, справедливо будет заметить, 80% постановлений УФАС обжалуются в суде.
Тем не менее за последние пять лет в Архангельской области впервые отмечается снижение количества жалоб на заказчиков.
«Согласно 94-му Федеральному закону, установленная пропорциональность квот (10-20% от объема реализуемых товаров, услуг, работ) для предприятий малого и среднего бизнеса при размещении госзаказа, кажется, соблюдается. Предприниматели Архангельской области получают все большие возможности для реализации продуктов своего труда. Совершенствуются федеральное и региональное законодательство, нормативно-правовая база. Чего не скажешь, к сожалению, о муниципальном уровне правового коммерческого взаимоотношения власти и бизнеса», - говорит председатель совета потребительского общества «Северный торговый центр» Николай ВОРОНИН (на снимке).
Во-первых, участников тендеров беспокоит отсутствие устойчивого финансового обеспечения бюджетных организаций. В результате расчеты за фактическое исполнение заключенных договоров надолго затягиваются и никак не компенсируются заказчиком - органами исполнительной власти. На официальном сайте мэрии Архангельска так и сказано: «Оплата контрактов производится в течение 60 дней при условии наличия финансирования». Выходит, предприниматели бесплатно кредитуют местную власть в ущерб себе.
Во-вторых, «умиляет» цена выставленных на торги лотов. Часто она не превышает нескольких десятков тысяч рублей. Получается, что выкупленный миниатюрный лот обойдется его приобретателю гораздо дороже понесенных затрат.
«Такая логика не понятна. А куда предпринимателю списать не предусмотренные в договоре расходы на хранение мизерных партий товара, его транспортировку, погрузку-разгрузку? Выход видится в том, чтобы как-то объединить в более крупный лот скудные, понятно, бюджетные средства муниципальных организаций», - говорит Николай Воронин. Однако и в этом вопросе не все так однозначно — именно стремление объединить маленькие заказы в один большой нередко пресекается контролирующим органом — Федеральной антимонопольной службой. Это нарушение наиболее часто встречается в решениях и предписаниях Архангельского УФАС. Например, объединяя в один лот строительные работы, для выполнения которых подрядчик должен иметь свидетельство о допуске СРО, и одновременно установку противопожарных дверей, на что требуется уже лицензия МЧС, заказчик косвенно ограничивает круг потенциальных участников размещения заказа. Ведь не каждая организация имеет и тот и другой документ.
Впрочем, председателя совета ПО «Северный торговый центр» волнуют и другие вопросы. В частности, о непонятном стремлении организаторов торгов разместить тот или иной заказ на условиях «лучшего по качеству исполнения при минимальной цене». А как это требование совместить с элементарными законами рыночной экономики? Ведь бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. Между тем чиновники вынуждают участников торгов к демпингу, а потом сами жалуются на то, что конкурс выиграла фирма «Рога и Копыта», спрос с которой невелик.
Нередко организаторы торгов нарушают закон о конкуренции, предоставляя коммерческую информацию о содержании заявок «своим людям». Поэтому Николай Воронин возлагает большие надежды на скорейший переход участников рынка к электронной системе размещения государственных и муниципальных заказов, хотя, по его мнению, на этом пути предприниматели столкнутся с новыми проблемами.