Беседовала Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото автора, Алексея Липницкого, Ильи Леонюка и arhcity.ru | 11.10.2021 12:35:28
В Архангельске кипит работа над формированием бюджета города на 2022, 2023 и 2024 годы. В скором времени пройдет нулевое слушание главного финансового документа. О том, как формируется бюджет и какие расходные обязательства необходимо предусмотреть, «Бизнес-классу» рассказал заместитель главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам Даниил ШАПОШНИКОВ.
– Даниил Вадимович, уже можно подвести предварительные итоги исполнения бюджета в этом году?
– На 1 октября по доходам бюджет 2021 года исполнен уже на 77%. В целом пока идем по тем плановым значениям, которые прогнозировали. Но, как вы знаете, ситуация меняется быстро, пандемия никуда не ушла, поэтому сложно сказать, с какими результатами мы завершим год. Однако бюджет в любом случае исполним и по доходам, и по расходам – все взятые на себя обязательства будут выполнены.
На сегодня мы отмечаем рост налоговых и неналоговых доходов по сравнению с прошлым годом, у нас перевыполнен план приватизации. Очень неплохо прошли торги на участки, предоставляемые по программе развития застроенных территорий: их начальная оценочная стоимость в итоге кратно увеличилась.
– Как формируется бюджет Архангельска на 2022 год, какие основные тенденции необходимо учесть?
– Мы должны заложить рост заработной платы по ряду категорий работников на 6,6%, по нашим подсчетам, это около 37 млн рублей. Кроме того, прогнозируется увеличение минимального размера оплаты труда до 13 617 рублей, что требует при формировании бюджета предусмотреть дополнительно 46 млн рублей. Не стоит забывать и о росте коммунальных платежей (около 16 млн рублей), а также увеличении на 4% заработной платы неуказных категорий работников – это еще 21 млн рублей.
Как вы знаете, в этом году в эксплуатацию введут школу на 860 мест – на содержание этого учреждения нужно ежегодно закладывать около 25 млн рублей. Также дополнительные расходы мы несем в связи с открытием новых групп на третьих этажах детских садов и вводом в эксплуатацию новых дошкольных учреждений. Кроме того, планируем заложить средства на ремонт наших бюджетных учреждений и на исполнение предписаний.
– В этом году ударными темпами в Архангельске идет благоустройство общественных пространств, преображаются и дворовые территории. В следующем году набранный темп сохранится?
– Как видите, объем средств, выделяемых на содержание города, за последний год заметно увеличился. Ежегодно преображается все больше территорий, и не только в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды». Если ранее на благоустройство на каждый округ предусматривалось порядка 50 млн рублей, то сейчас это 90 млн рублей. Эти средства расходуются на ремонт деревянных тротуаров, детские площадки, озеленение и другие направления.
В Архангельске появляются новые детские площадки, малые архитектурные формы. Теперь у муниципалитета есть предприятие «Городское благоустройство», которому мы передаем все общественные территории на содержание – это тоже требует дополнительных финансовых ресурсов.
Безусловно, нам важно сохранить набранный темп, поэтому планируем не уменьшать объем средств на это направление и в следующем году. Более того, есть ряд интересных проектов, связанных с благоустройством, сейчас работаем над поиском источников финансирования.
– В 2021 году больше средств выделяется на городское хозяйство. Это направление останется приоритетным и в следующем году?
– В целом расходы по линии городского хозяйства планируем оставить на уровне текущего года, а по некоторым направлениям даже нарастить.
Приоритетной задачей остается переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Здесь помимо исполнения судебных решений, а их сегодня на 3,5 млрд рублей, и строительства новых зданий мы предусматриваем средства на признание домов аварийными, чтобы к моменту формирования новой программы по переселению людей из ветхого и аварийного жилья в нее попало как можно больше зданий, а также ремонт помещений маневренного фонда.
Всего же вместе с Правительством Архангельской области в следующем году на эту статью расходов планируем направить больше 900 млн рублей.
– Планируется ли увеличить дорожный фонд?
– Безусловно, это направление также остается одним из приоритетных. Продолжатся работы по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На 2022 год предполагается сделать ремонт на девяти участках, замену покрытия проезжей части – еще на трех, на эти работы нужно запланировать порядка 450 млн рублей. Также продолжим обеспечивать содержание города. Как вы знаете, контракт с АО «Мезенское дорожное управление» заканчивается в апреле следующего года, планируем разыграть новый. Скорее всего, контракт снова будет на два-три года. Также планируем в него включить ямочный ремонт дорог, замену леерных ограждений и увеличить финансирование этих направлений. Кроме того, на 2022 году будем предусматривать 50 млн рублей на ремонт дворовых и межквартальных проездов.
– Какие еще дополнительные траты планируется включить в бюджет следующего года?
– Их достаточно много по разным сферам: в молодежной политике, культуре, образовании, содержании и благоустройстве города, транспортном обеспечении. Например, мы хотим ввести бесплатный проезд на речном транспорте для людей, которые живут на островных территориях. По этому поводу много обращений. Если возьмем на себя это обязательство, отказаться от него уже не сможем. Пока просчитываем, сколько поездок в месяц готовы профинансировать. Окончательное решение будет приниматься на сессии городской Думы.
– Направлений расходования средств действительно очень много. Увеличивается ли доходная часть бюджета?
– В целом объем инвестиций растет в соответствии с прогнозом социально-экономического развития. Однако сегодня у муниципалитета возможности в части влияния на доходы не так обширны. Раньше был ЕНВД, размер которого город мог регулировать, устанавливая различные коэффициенты, например, для торговых точек в центре и на окраинах. Мы могли влиять на предпринимательскую активность в разных округах города. Однако с 1 января 2021 года ЕНВД отменен. Вместо него мы получаем 15% по нормативу от того, что собирает регион от плательщиков УСН (упрощенной системы налогообложения), но напрямую на величину налога повлиять не можем. Вместе с тем мы поддерживаем малое и среднее предпринимательство, создаем условия для его развития, что в свою очередь увеличивает нашу доходную базу.
Еще одна статья доходов – НДФЛ, который даже в пандемийное время рос, хотя и в пределах инфляции. Сегодня 36,5% от собранного налога на доходы физических лиц попадает в городской бюджет. В среднем по этому направлению муниципалитет получает около 3,5 млрд рублей в год. Также в этом году мы фиксируем увеличение доходов от патентной системы налогообложения – с 20 до 55-60 млн рублей, что тоже связано с отменой ЕНВД. Однако часть плательщиков мы потеряли – это ставшие самозанятыми: налог от их деятельности поступает в бюджет региона.
– Какие инвестпроекты в сфере строительства реализуются в Архангельске и влияют на бюджет?
– Утверждено несколько новых проектов по строительству жилья. В связи с изменением законодательства муниципалитет будет получать 7% от общей площади квартир вводимых в эксплуатацию новых объектов. Сейчас идет согласование инвестиционных соглашений, где это условие будет прописано. Эти квартиры мы сможем предоставлять детям-сиротам, а также под переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Даже 7% от жилого комплекса в 20 тысяч квадратных метров – это около 30 квартир. Так что подспорье хорошее.
Сейчас завершается проект по развитию застроенных территорий. Осталось два участка, которые выведены на торги. В следующем году планируем реализовывать программу по комплексному развитию территорий. Уже определены участки, где будет реализовываться этот проект, также будем выставлять их на торги и получать дополнительные доходы в бюджет города.
– Планируется ли в следующем году продолжить приватизацию муниципальных объектов?
– Да, безусловно. На октябрьскую сессию будем выносить вопрос о дальнейшей приватизации центрального рынка, который планируем выставить на продажу в 2022 году. Это знаковый для города объект, но сегодня назрела необходимость передать его из муниципальной собственности в частную. Здание рынка необходимо модернизировать и сделать его конкурентоспособным по сравнению с другими торговыми объектами. По нашим подсчетам, необходимо около 150 млн рублей, чтобы приспособить рынок под современные запросы потребителей. Таких средств на эти цели сегодня у города нет.
– Как удается снизить долговую нагрузку на бюджет города?
– В свое время была выбрана стратегия, согласно которой мы не наращивали муниципальный долг. Сегодня он остается на уровне около 1,5 млрд рублей. При этом наши собственные доходы росли, а значит, и доля муниципального долга в них снижалась. Поэтому в следующем году мы можем позволить себе выйти на максимальный дефицит (в соответствии с бюджетным законодательством он составляет 10%) и направить дополнительные средства на первоочередные нужды города.
Кстати, на днях министерство финансов Архангельской области опубликовало рейтинг муниципалитетов по долговой устойчивости. Когда показатель высокий, город сам занимается составлением собственных бюджетов, когда низкий, то фактически планирование бюджета идет совместно с региональным министерством финансов. Архангельск попал в высокую группу долговой устойчивости, и это очень обнадеживает.
– На конец октября запланирована так называемая нулевая читка. Расскажите о процессе согласования бюджета с депутатским корпусом.
– Сначала формированием бюджета занимаются сотрудники администрации: встречаются с представителями наших бюджетных учреждений, анализируют данные. Затем выносим главный финансовый документ на обсуждение депутатов. На днях прошла встреча с лидерами фракций городской Думы, где мы обсудили основные направления расходования средств, услышали от депутатов наказы избирателей, которые они просят учесть.
В конце недели в администрации прошла итоговая бюджетная комиссия, где были согласованы основные параметры. На 20 октября запланировано нулевое чтение бюджета. Это новая для нас практика, которую мы ввели в прошлом году. Она нужна до того, чтобы вместе с депутатами обсудить, что происходит с главным финансовым документом, каковы основные тенденции. Ведь порой даже за 2-3 недели до рассмотрения вопроса на сессии сложно погрузиться во все нюансы, поэтому стараемся вовлечь депутатов в этот процесс как можно раньше.
Вообще, бюджет – это роспись доходов и расходов, он должен быть сбалансирован. Каждая цифра должна быть подтверждена соответствующими расчетами и буквой закона. При этом он конечен, мы не можем удовлетворить все запросы. На это потребуется еще, как минимум, 10-11 млрд рублей. Так что бюджет, как и любая стратегия, – это система отказов, нужно всегда выбирать приоритеты. И в этом как раз и заключается наша совместная работа с депутатами по формированию главного финансового документа.
Справка
На 1 декабря запланировано первое чтение бюджета Архангельска в городской Думе, на 16 декабря – второе.