Александр ИВАНОВ, эксперт «БК» | 25.05.2019 20:38:53
Все, кто знаком с экономикой или маркетингом, знают «пирамиду Маслоу»: диаграмму, представляющую человеческие потребности. Абрахам Маслоу (Маслов), сын эмигрантов из Киева, не был экономистом или предпринимателем. Он был американским ученым, создавшим в середине XX века новую отрасль психологии, в том числе теорию мотивации, основанную на модели иерархии потребностей.
Странно, но до него психология изучала людей с различными психическими отклонениями и на этой основе формулировала теории о природе человека, причинах его поведения. Дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявлений человека, таких как креативность, любовь, альтруизм, свобода. Маслоу взял в качестве образцов психически здоровых и самореализовавшихся людей и, как следствие, получил новые данные о природе личности, позволившие сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на нее.
Современная психология основой деятельности личности считает такой сложный социально-психологический феномен, как система ценностей и ценностные ориентации в жизни каждого отдельного человека и общества в целом. На основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой выбор направленности и содержания социальной активности, поведения и поступков. Система ценностей, охватывая жизнь человека и общества, затрагивает все сферы - познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную, концентрируя вокруг себя потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Система ценностей принимает вид внутреннего стержня личности, не только определяя цели, способы и условия деятельности, но и помогая ответить на вопрос, ради чего она совершает свои поступки. Система ценностей, доминирующая в общественном сознании, становится стержнем бытовой и поведенческой культуры социума.
Маслоу первым определил, что ценностные ориентации формируются только при усвоении человеком социального опыта, а свое проявление находят в целях, идеалах, убеждениях и других проявлениях личности, отображая ее внутреннее отношение в окружающей действительности. В своей совокупности цели и идеалы формируют потребности, интересы, мечты, а они в свою очередь - главный фактор мотивации поведения и деятельности человека. Между различными побуждениями человеческой деятельности устанавливается определенная иерархия: одни мотивы занимают ведущее место, другие — подчиненное. Иерархия мотивов, или направленность личности, регулирует направление наших мыслей и поступков.
Знакомые с закономерностями «пирамиды Маслоу» знают, что пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента их удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями и теряют мотивирующую силу, а с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Удовлетворение высших потребностей, а значит достижение высших ценностей, является самым большим стимулом активности человека.
В российском обществе системы личностных и общественных ценностей интенсивно меняются последние 40 лет. По своему опыту знаю, что трижды приходилось формировать (в 60-70-х годах прошлого века) и менять (в начале 90-х и в начале 2010-х) внутренние ценностные установки под влиянием меняющейся социально-политической и экономической ситуации в стране. Каждый раз перемена доминирующих ценностей приводила к серьезной мотивации, которая меняла направление мыслей и поступков. Страшно вспомнить, но в августе 1991 года мотивация на защиту новых ценностей заставила официально и активно сопротивляться действиям федеральной власти.
Социологи отмечают, что россияне, вопреки распространенным иллюзиям, очень индивидуалистичны, и высшие личностные ценности у людей во многом разные. Поэтому изменение социальных, экономических и политический факторов мотивируют разные слои общества к активной защите своих ценностей.
В 2010-е годы социально-политическая ситуация в стране снова существенно изменилась. Европейские ценности официально не были отвергнуты, но действующая власть стала заметно трансформировать их в традиционные имперские ценности: политические (самодержавие), общественные (коллективизм) и культурные (православие). И все с явным преобладанием государственных интересов, которые по странной случайности никак не находят горячей поддержки у самых социально активных и образованных слоев общества.
Политические изменения привели к переменам социально-экономическим, которые вновь по странной случайности не настраивают на позитивный лад. Можно считать неприятным недоразумением официальный перенос сроков выхода на пенсию или провал многомиллиардной (в долларах) программы строительства «Суперджетов», но многолетнее отставание темпов роста экономики от среднемировых и начавшаяся, по данным Росстата за первый квартал этого года, экономическая рецессия подтверждают, что наше общество подвергается насильственной подмене доминирующих ценностей, не принимаемых значительной частью населения.
Маслоу относил к высшим ценностям свободных, активных, самостоятельных и образованных личностей - он их назвал самоактуализирующимися людьми — ценности свободы, красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости.
Мы же видим, что власть лжет людям, обвиняя в организации экологических протестов каких-то корыстных политических маргиналов, стремящихся нажиться на ситуации. Мы видим, какие ценности предлагает нам власть, посылая солдат в Шиес. Мы видим, как общественности предлагается разменять свое достоинство на почти новые московские автобусы и миллиарды из московского же бюджета, не спрашивая, кстати, о таком «спонсорстве» у самих москвичей. Шиес не причина протестов – Шиес повод. Причина, как всегда, глубже.
Маслоу пишет: «Если человек лишен права на информацию, если официальная доктрина государства лжива и противоречит очевидным фактам, то гражданин такой страны почти обязательно станет циником. Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к самым очевидным, самым бесспорным истинам. Для такого человека не святы никакие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить взаимоотношения с другими людьми, у него нет идеалов и надежд на будущее».
Протесты в Архангельске и Архангельской области, в Екатеринбурге, Якутске — это не экология, церковь или мигранты. Это протест против запрета на будущее.