Андрей МАРКОВ | 20.01.2021 12:00:00
Минул високосный год. Политологи и политики, блогеры и колумнисты подвели неутешительные итоги и перешли в статус прогнозистов и предсказателей, но и так не радуют нас перспективами. Почему, вступая в третье десятилетие нового века, мы тревожно озираемся и зябко поеживаемся? Этот вопрос стал лейтмотивом очередной встречи участников АНО «Центр «Эксперт».
«Информационный поток, обваливающийся на нас ежедневно, отражает только сами события, но не говорит о причинах, движущих силах. Поэтому не видим мы, как вести перемены к лучшему, поэтому нет у нас ни вменяемых и действенных программ, ни рубежных сроков. Нужны не просто прогнозы, сценарии или стратегии: нужен доказательный и достоверный анализ причинно-следственных связей в современных экономических и социально-политических процессах», – отметил эксперт Сергей ЛАРИОНОВ.
Он, в прошлом инженер-химик, привел пример аналитики, во многом позволившей сохранить страну в войнах прошлого века. Европа переходила на бездымный порох. Россия серьезно отставала. В 1890 году Морское министерство направило в служебную командировку во Францию Д. И. Менделеева с целью «ознакомления с работой крупных промышленных предприятий». Приехав на химический завод, Менделеев не стал расспрашивать о секретных технологиях, а изучил статистику поставок целлюлозы, серной и азотной кислот на это предприятие и методами количественного химического анализа сделал выводы о предполагаемом составе бездымного пороха. Приехав в Россию, Дмитрий Иванович создал свой, более совершенный вариант изготовления пироколлодиевого бездымного пороха, что позволило сохранить военный паритет государства.
«Мы не анализируем изменения, идущие в экономике, в политике, и не делаем грамотных шагов в адаптации к меняющейся ситуации, – согласился с коллегой Андрей ЧУРАКОВ. – В стране идут интенсивные процессы укрупнения и огосударствления хозяйствующих субъектов. В Архангельской области из сотен предприятий лесной и лесохимической отраслей осталось около десятка крупных и очень крупных компаний, постепенно монополизирующих переработку леса. В дорожной отрасли одно крупнейшее предприятие имеет годовой оборот, превышающий суммарную долю всех других, в гражданском строительстве практически весь рынок монополизирован пятью крупными компаниями. То же самое в розничной торговле. Малый бизнес чахнет. Латентная безработица зашкаливает. Надо знать, как это влияет на жизнеобеспечение и уровень благосостояния людей, как управляет этими процессами областная и местная власть, как приспосабливает их на пользу северян, понимает ли она, куда мы движемся. Без хорошего социально-экономического анализа в современном управлении можно только гадать, тыча пальцем в небо, чем, в общем-то, управление регионом сейчас и занимается».
Анализ и оценки ситуации, подготовка выводов и прогнозирование, а следовательно и создание адекватных проектов управленческих решений и программ, невозможны в рамках существующих отраслевых органов управления. Надо совершенствовать саму систему управления регионом. Недаром в самом конце ушедшего года премьер-министр Михаил МИШУСТИН, издав распоряжение о реформировании правительственного аппарата и сокращении его численности на 32 тысячи человек, тем не менее организовал, практически впервые в современной истории России, Сводно-аналитическое управление Правительства РФ.
Но необходимые перемены в системе управления запаздывают. Действующая система формировалась много лет, вобрав в себя консервативный опыт двух предыдущих веков, и просто так не изменится. Отсутствие стратегической самостоятельности в подготовке управленческих решений, отсутствие органов стратегического анализа и планирования делает перспективы развития Архангельской области полностью зависимыми от федерального центра.
Эта зависимость была доказана на примере расходования средств на ремонт муниципальных дорог в Архангельске. Сотни миллионов федеральных бюджетных рублей были «заасфальтированы» в спешном порядке, «под выборы», и внешне это выглядело неплохо. Но сделанная работа не имела под собой осмысленных проектов. К сожалению, не было проложено ни метра ливневой канализации, тротуары сделаны без боковых бордюров, не создано ни одной современной развязки на перекрестках, не вынесены из-под дорог инженерные коммуникации, и мы обречены на постоянные разрытия. Все это – лишь малая часть «заасфальтированных» проблем, которые можно было бы спокойно решить за эти же деньги, если бы работы были заранее продуманы, запроектированы и подготовлены областной и местной системами управления.
«В Архангельской области, впрочем, как и во всех остальных регионах, сложилась раздутая правовая база, появились тысячи страниц разных актов, более похожих на инструкции, обязывающие чиновников поступать иногда вопреки современной практике управления, – считает эксперт Юрий ШЕВЕЛЕВ. – Например, в 2019 году в бюджетной системе произошел «тихий переворот». Исполнение национальных проектов пошло по системе финансирования проектной деятельности, и приоритет Минфина РФ в распределении межбюджетных трансфертов изменился на приоритет отраслевых исполнительных органов. А это значительная доля федерального бюджета – триллионы рублей».
Регионам надо было срочно обеспечить «подхват» и освоение этих средств. Поправками в указ губернатора № 80-у изменили статус региональных проектов на «проекты, обеспечивающие достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, … по которым заключены соглашения о реализации между руководителями региональных проектов и руководителями соответствующих федеральных проектов». То есть в составе областных государственных программ появились «региональные проекты» с огромными федеральными суммами, управление которыми ведется «в ручном режиме» несколькими федеральными чиновниками и губернатором. Естественно, что «срочное освоение» этих средств гарантирует перерасходы и неэффективность.
«Вместо того чтобы совершенствовать областную правовую базу по программно-целевому планированию и исполнению областного бюджета, через который идут федеральные трансферты, вместо разделения областных государственных программ на разные виды, в зависимости от конечных целей и видов финансирования, усложнили до безобразия систему освоения бюджетных средств, лишив нас надежды на эффективное развитие», – добавил Юрий Шевелев.
Разработка региональным правительством очередных новых «народных стратегий» и проектов – это путь в тупик. Необходима перенастройка всей системы управления областью, отказ от «ручного режима», перевод управления на принципы подготовки управленческих решений на основе грамотного, достоверного и, главное, публичного анализа. По этому пути идут самые развитые экономики мира.
Мы, как всегда, идем своим путем… Все медленнее и медленнее.