Любовь ШАПОВАЛОВА, инженер-реставратор, кандидат технических наук, исследователь северного зодчества | 14.10.2021 13:58:02
Архангельск давно потерял свою индивидуальность и старину, изящность, интимность даже, которую придавали городу деревянные двухэтажные особняки с эркерами, мезонинами, криволинейными крышами крылец, резными наличниками и карнизами. К сожалению, старый живописный город остался только на страницах книг и альбомов по архитектуре.
Однако более удручают еще сохранившиеся в городе архитектурно-исторические инвалиды, деревянные калеки. Лет сорок назад органы охраны памятников истории и культуры провели обследование деревянного жилого фонда города для выявления ценных в историческом и художественном смысле домов. Поставили строения на учет. На каждый дом-памятник навесили «золотую» доску, гласящую, что строение является объектом культурного наследия (далее – ОКН) регионального значения и «охраняется государством». Это было нужное дело – благодаря ему часть действительно красивых и ценных строений удалось сохранить на своих местах, часть передислоцировать на Чумбаровку.
Очень многим старинным жилым домам не повезло. В программу реставрационных работ они не попали, никто из меценатов не решился их выкупить, отреставрировать и приспособить для нужд своего предприятия. Дома продолжали ветшать буквально на глазах, люди – жить в ужасающих условиях. Слава Богу и горисполкому, некоторые дома удалось расселить. А опустошенные строения стали интенсивно разрушаться и… гореть – ведь они бесхозные! Городские власти подпирают этих архитектурных инвалидов костылями и стыдливо завешивают руины зеленой сеткой. Что с ними делать – никто не знает. Снести их – незаконно, ведь они «национальное наследие» и «охраняются государством». Оставить в таком уродующем город виде – нецелесообразно.
Однако из любого тупика должен быть выход. В соответствии с буквой «Закона об охране объектов культурного наследия» каждое строение с «золотой» доской – недотрога, оно подлежит только реставрации. В соответствии со здравым смыслом это совершенно нереально. Во-первых, настоящая реставрация – хлопотное, длительное и архидорогое удовольствие, ни один здравомыслящий руководитель производства на это не согласится.
Во-вторых, реставрация более чем столетнего жилого дома, у которого было несколько хозяев-квартиросъемщиков, – дело вовсе безнадежное. Это когда у жилого дома один хозяин, строение сохраняется долго. А у «семи нянек-жильцов», которые не особо-то следят за техническим состоянием дома (а тем более переданного «в няньки» домоуправлению), дело еще хуже – в строениях неизбежно появляется очень много элементов, бревен, имеющих биоповреждения (попросту гнилых). Даже если выкинуть все гнилые бревна, все равно в элементах конструкций сохранятся споры дереворазрушающих организмов (грибов), и эти грибы неизбежно переберутся на свежую древесину. Не стоит овчинка выделки. У каждой вещи, предмета есть разумный срок эксплуатации. На Севере России даже деревянные церкви, за которыми по определению вели тщательный уход и вовремя делали ремонты, спустя столетие-полтора или ремонтировали с переборкой сруба, или вовсе перестраивали (выявлено наукой).
Существует алгоритм постановки на учет вновь выявленных объектов культурного наследия. Однако это совершенно не означает, что теперь эти строения, даже изветшавшие, полусгоревшие, рухнувшие, будут находиться в этом списке навсегда – существует такой же порядок исключения утраченных строений из списка ОКН. Необходимо собрать комиссию профессионалов и соборно определить, каких особо ценных калек с «золотыми» досками нужно сохранить, а остальных инвалидов все-таки следует исключить из списка ОКН регионального значения. При этом по возможности сделать архитектурные обмеры (для чего в городе строительный факультет САФУ и строительный техникум?) и профессиональную фотосъемку экстерьера и интерьеров строений, а также снять с домов и прибрать интересные декоративные элементы.
Отобранные строения (если они действительно насквозь прогнили) целесообразно не реставрировать, а поставить (на родном или другом подходящем месте) в виде хорошей аутентичной копии – сохранить внешний вид и декоративные элементы, а вот перепланировку интерьера, новое наполнение оставить на усмотрение хозяина. Лишь бы не получилось смешение стилей! Конечно, за этим должен следить департамент архитектуры и главный архитектор города.
И еще нюанс: неплохо бы у каждого сохраняемого ОКН или его хорошей реплики поставить (повесить) небольшой щит с поясняющей надписью – когда построено здание, кто в нем жил, чем оно интересно… Если есть, представить старые фотоснимки здания. Такие информационные щиты установлены около многих памятников архитектуры в Красноборском районе – сотрудники местного музея постарались. Хорошо получилось!
А с пепелищами и руинами, прикрытыми рваными зелеными сетками, всё же надо расставаться. Что ни говорите, а городские власти должны быть здравомыслящими и вести разумную градостроительную политику.