Ведущий рубрики – Михаил ЕРМОЛИН | 23.05.2025 19:25:03

Книжная рубрика «Бизнес-класса» продолжает радовать откликами, открывая новые грани мировоззрения людей из самых разных сфер жизни Поморья. Сегодня у нас в гостях – Мария АТРОЩЕНКО, заведующая литературной частью Архангельского молодёжного театра Виктора ПАНОВА:
– Можно бесконечно говорить о любви к Достоевскому и Толкину, восхищаться романами о Гарри Поттере, но мне хочется рассказать о книгах, прочитанных недавно.
Последняя прочитанная – книга российской писательницы У. Бисеровой «Таракан из Руанды». В основу сюжета легли события тридцатилетней давности, когда пропаганда «Свободного радио и телевидения тысячи холмов» спровоцировала геноцид народа тутси, которых хуту называли «тараканами». Главная героиня, девочка-подросток по имени Оливия Каремера, потерявшая в этой резне семью, оказывается в канадском пансионате, где встречается с девочкой из народа хуту. Примечательно, что книга адресована школьникам, достигшим двенадцатилетнего возраста, и мне было интересно, как писательница раскроет для них такую страшную тему. Сейчас в литературе всё чаще появляются произведения, рассказывающие детям о непростых вещах – например, книги Ю. Яковлевой «Дети ворона» о детях репрессированных родителей или «Краденый город» о блокаде Ленинграда.
Вторая книга – дневниковые записи режиссёра Дмитрия Крымова «Новый курс: разговоры с самим собой». Крымов мой любимый театральный режиссёр, его я читаю с трепетом. Эта книга, по сути, вторая часть дилогии, ранее им был написан «Курс. Разговоры со студентами», основанный на расшифровках его занятий со студентами ГИТИСа – будущими театральными художниками. «Новый курс…» – это проникновение в режиссёрскую лабораторию, записи замыслов, связанные с уже поставленными и будущими спектаклями. При этом он удивительно деликатен, добр, у него отличное чувство юмора. Мне в названии «Новый курс» слышится отсылка не только к тому, что эта книга – следующая после «Курса», но и к программе Рузвельта, посвящённой выходу из Великой депрессии. Многие сейчас нуждаются в том, чтобы им указали такой новый курс.
На моей книжной полке широко представлено ещё одно направление – современная проза, написанная женщинами. Я феминистка, и мне чрезвычайно интересен женский опыт, отражённый в современной литературе. Можно перечислить многих авторов, я назову, к примеру, две книги Д. Благовой. Одна из них – дебютный роман «Южный ветер». Главная героиня организует в психиатрическом диспансере волонтерскую радиоточку, чтобы помочь подопечным этого лечебного учреждения, в числе которых её брат, обрести голос. Второй роман – «Течение» – о студентке журфака МГУ, приехавшей в Москву из южного региона и оказавшейся совершенно одинокой в большом городе, о её дружбе со столичной девчонкой, об уроках, которые она из этой дружбы извлекает. Также она узнаёт, что помимо её частной жизни есть что‑то ещё, касающееся каждого. Для меня этот опыт очень релевантен.
Другой пример женской прозы – роман «Кожа» Е. Некрасовой. Он даёт возможность буквально оказаться в чужой шкуре: крепостная крестьянка и темнокожая рабыня меняются кожей и обе попадают в совершенно другую для себя среду.