ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 7 ноября, 2024 12:54

Юбилей речного романтика: легендарное судно «Н. В. Гоголь» готовится к 110-й навигации


Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото пресс-службы АО «ЦС «Звездочка», Алексея Липницкого и Анастасии Незговоровой | 23.02.2021 14:13:48
Юбилей речного романтика: легендарное судно «Н. В. Гоголь» готовится к 110-й навигации

Старейшее действующее судно России – колесный пароход «Н. В. Гоголь» – откроет свою юбилейную навигацию в мае 2021 года. В связи с пандемией коронавирусной инфекции и действующими в Архангельской области ограничениями в 2020 году пароход-колесник был выведен из работы. Однако на ближайший сезон у руководства судна большие планы.


Напомним, что пароход «Н. В. Гоголь» построен в 1911 году на Сормовской верфи в Нижнем Новгороде. В годы Гражданской и Великой Отечественной войн был плавучим госпиталем. В мирное время исправно связывал северные города – Архангельск, Вологду, Котлас.

С 1972 года пароход принадлежит АО «Центр судоремонта «Звёздочка»: сначала судно было задействовано в качестве плавучей базы отдыха для работников, позднее его переоборудовали под туристско-экскурсионное. Вполне вероятно, что если бы шефство над пароходом не взяло оборонное предприятие, «Н. В. Гоголь» мог повторить драматичную судьбу шхуны «Запад»... 

Пароход-колесник по праву остается одним из брендов Поморья. В 1998 году постановлением администрации Архангельской области колесный пароход был признан памятником истории областного значения. В 2014 году «Н. В. Гоголь» отметили почетным знаком ассоциации «Морское наследие России».

За недолгий на Севере навигационный сезон колесник совершает около 60 рейсов, принимает 5000-6000 пассажиров. Ежегодные ремонты, модернизация технических систем позволяют адаптировать раритетный пароход к современным требованиям безопасности эксплуатации речных пассажирских судов. 

В прошлом году из-за пандемии коронавирусной инфекции и действующих в регионе ограничений навигация парохода-колесника была отменена. Сейчас Центр судоремонта «Звёздочка» завершает на нем плановые ремонтные работы. Планируется, что «Н. В. Гоголь» откроет свою 110-ю навигацию в мае 2021-го.

Юбилей на воде 

«Сегодня мы можем говорить о том, что навигация 2021 года для «Н. В. Гоголя» состоится. В этом году пароход отметит юбилей. На уровне правительства области прошла первая рабочая встреча по подготовке к проведению юбилея, будет создана рабочая группа. Планируется, что праздничные мероприятия начнутся 28 мая с деловой программы и продлятся три дня», – рассказывает директор парохода-колесника «Н. В. Гоголь» Олег ДЕВЯТОВ. 

gogol_ship_mrv.jpg

В течение навигации пароход выполнит ряд традиционных рейсов по маршруту Архангельск – Брин-Наволок – Холмогоры – Архангельск. В программу сезона также включены прогулочные двухчасовые рейсы по Северной Двине в акватории Архангельска в выходные дни и праздники.

«С нашим давним партнером – компанией «Помор-Тур» – планируем загрузку судна и в остальные дни грядущей навигации. На сегодня есть две заявки по приему иностранных групп, но здесь все зависит от того, будут ли открыты границы, – продолжает Олег Девятов. – Также остается блок рейсов для сотрудников предприятия «Звёздочка». В общем, собираемся работать по всем традиционным направлениям, если позволит эпидобстановка в Архангельской области».

Новые маршруты 

Еще в 2019 году «Н. В. Гоголь» начал осваивать новое направление: Архангельск – Северодвинск. На эту линию сделали ставку компания «Помор-Тур» и предприятие «Звёздочка». Маршрут вызвал огромный интерес, но по распоряжению капитана морского порта Архангельск судну запретили возить пассажиров в Северодвинск. Как оказалось, маршрут не входит в перечень внутренних водных путей.

nd_krepost_1.jpg

Подобная ситуация сложилась и с речными прогулками до Котласа. Ранее они были популярны, но рейсы прекратились в 2013 году из-за обмеления Северной Двины. По словам Олега Девятова, в целом маршрут по-прежнему судоходный – дноуглубление требуется лишь в нескольких местах. Однако другие суда по этой линии не ходят, и ради одного «Н. В. Гоголя» дноуглубительные работы вряд ли будут проводить.

«Введение новых маршрутов ограничено в части транспортной доступности, отсутствия инфраструктуры для приема судна. Еще одна серьезная проблема – обмеление рек, не только самой Северной Двины. Многие реки не являются судоходными, поэтому дноуглубительные работы там не проводятся, – поясняет директор парохода. – Но все же перспективы развития новых направлений есть. Мы могли бы организовать маршруты до Малых Карел: думаю, это было бы интересно не только для туристов из других регионов и стран, но и для жителей Архангельска и Архангельской области. Хотя здесь также есть проблемы с местом швартовки и высадки пассажиров – берег не оборудован». 

pristan_nov_krepost.jpgПопулярными могли бы стать рейсы до Новодвинской крепости – памятника федерального значения, в реставрацию которого были вложены большие деньги. Однако крепость не включена в список массовых объектов показа по причине разрушения причальной стенки, отсутствия нужной навигационной обстановки в Корабельном рукаве Северной Двины. А ведь в скором времени этот маршрут имеет шанс стать очень перспективным. 

Напомним, что речь идет о первой бастионной крепости в стране. Построенная в начале XVIII века, она внесла серьезный вклад в победу над шведами. В рамках подготовки к 350-летию Петра I, празднование которого запланировано на 2022 год, крепость предварительно определена как одно из мест проведения мероприятий. Не хотелось бы пропустить столь значимое событие федерального уровня, имеющее прямое отношение к одной из самых ярких достопримечательностей Архангельской области. Власти региона обсуждают дальнейшую реставрацию Новодвинской крепости с федеральным Министерством культуры. 

К Красной пристани не приставать?

Уже много лет ходят разговоры о том, чтобы сделать Красную пристань действующей. Это бы решило, в частности, проблему со швартовкой «Н. В. Гоголя»: в силу почтенного возраста пароход-колесник уступает современным судам в маневренности. Пароходу не всегда удается встать у причалов на бывшем морском-речном вокзале, особенно если рядом – большие суда. Однако прежде чем сделать Красную пристань действующей, нужно сертифицировать причалы и обеспечить транспортную безопасность. 

krasnaya_pristan_gogol.jpg

«Известно, что Правительством Архангельской области выбран оператор причалов Красной пристани. Ему поставлена задача провести комплекс работ по вовлечению их в пассажирскую деятельность. Но пока неизвестно, в какую сумму обойдется аренда этих причалов для «Н. В. Гоголя», – уточняет Олег Девятов. – Мы надеемся, что до открытия навигации выйдем на договор с новом оператором и сможем решить вопрос хотя бы о межрейсовом отстое судна на Красной пристани, как это было до 2019 года. Такой вариант нас бы тоже устроил. И, конечно, хотелось бы провести здесь праздничные мероприятия». 

Открытие Красной пристани для пассажирских перевозок стало бы хорошим подарком на 110-летний юбилей парохода-колесника. Сама пристань прекрасно отремонтирована, хорошо расположена – туристы смогут прибывать прямо в центр города, что, безусловно, станет еще одной изю­минкой столицы Поморья.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей