Ольга ИСТОМИНА. Фото Екатерины Чащиной, Алексея Липницкого и Ивана Лягачева | 30.12.2020 16:29:13
Несмотря на все сложности, с которыми столкнулись учреждения культуры в 2020 году, творческая работа не останавливалась. Театры выпускали премьеры, участвовали в престижных фестивалях и получали на них призы. А организаторы региональных фестивалей находили решения в самых непредсказуемых обстоятельствах, чтобы город не остался без ярких культурных событий.
Еще до начала пандемии, в конце февраля, Архангельский молодежный театр успел реализовать проект «Север» в здании морского-речного вокзала (постановочная группа – Сергей ЧЕХОВ, Анастасия ЮДИНА и Владимир БОЧАРОВ). Спектакль-инсталляция, в котором смыслы порождает само пространство, а истории от лица реальных и вымышленных персонажей, так или иначе связанных с Архангельском, звучат из колонок голосами актеров, через несколько месяцев оказался еще более актуален.
«Север» – спектакль, с которым совсем не сложно соблюдать «социальную дистанцию»: зритель путешествует от одной локации к другой и самостоятельно выстраивает маршрут. Этот проект привлек внимание профессионального сообщества и был выдвинут на главную театральную премию России «Золотая маска» в номинации «Эксперимент».
«Как насыщенно начинался 2020-й, сколько было планов… Которые в один миг рассыпались, и наступила полная тишина, – вспоминает заместитель художественного руководителя Архангельского молодежного театра Анастасия ДЕДЁШИНА. – Этот год многому нас научил. Научил не паниковать, принимать спокойно и достойно все повороты жизненного сюжета, не строить планов на далекое будущее, жить сегодняшним днем. Мы научились общаться со зрителями, даже не встречаясь с ними лично в театре. На мой взгляд, наши артисты, которые вынужденно не играли спектаклей несколько месяцев, не потеряли, а даже наоборот – приобрели нечто новое, какую-то особенную искренность в работе. Сейчас это кажется невероятным, но практически все планы, которые мы строили в начале года, все же удалось воплотить в жизнь».
Действительно, пусть и с опозданием, но все же состоялись традиционные фестивали: уличных театров (в этом году – с участием только российских коллективов) и «Европейская весна», которая вынужденно превратилась в «осень», но сохранила ранее заявленную программу.
Театральные триумфы
Именно в этот непростой год нашим театрам удалось и самим принять участие в нескольких крупных фестивалях. Впервые спектакли архангельских театров показали зрителям на «Золотой маске». Архангельский молодежный театр сыграл в Москве спектакль «Папа встретит меня в L.A.» (режиссер – Максим СОКОЛОВ), который был выдвинут на премию в четырех номинациях, а Архангельский театр драмы представил спектакль «Тараканы» (режиссер – Полина ЗОЛОТОВИЦКАЯ) в рамках специальной программы фестиваля «Детский Weekend». Кроме того, Архангельский театр драмы со спектаклем «Гамлет» (режиссер – Андрей ТИМОШЕНКО) принял участие в конкурсной программе Большого детского фестиваля, который был организован Московским губернским театром и прошел в режиме онлайн.
«Главное, что в этом году наш театр стал сильнее, сплоченнее, – считает директор Архангельского театра драмы Сергей САМОДОВ. – И этот год, несмотря на всю его специфику, мы заканчиваем с отличными результатами. Спектакль «Тараканы» был показан в Москве в рамках внеконкурсной программы «Золотой маски», спектакль «Гамлет» отмечен Сергеем БЕЗРУКОВЫМ и получил диплом лауреата III Международного Большого детского фестиваля. В год столетия Фёдора АБРАМОВА у нас в репертуаре появились два замечательных спектакля – «Сарафан» и «Пряслины». Театр реализовал обширную гастрольную программу: обменные гастроли с Рязанским драматическим театром. На своей сцене мы принимали спектакли Театра балета Касаткиной и Василёва, Московского ТЮЗа, Академического театра драмы имени Савина из Сыктывкара. А завершаем год двумя разносторонними, но одинаково неординарными детскими постановками – «Сказка об Одиссее» и «Маугли».
Онлайн: за и против
Запланированные к Международному дню театра премьеры Архангельского театра драмы по произведениям Фёдора АБРАМОВА – «Сарафан» (режиссер – Мария КРИТСКАЯ) на камерной сцене и «Пряслины. Две зимы и три лета» (режиссер – Владимир ХРУЩЁВ) – на основной сцене актеры вынуждены были сыграть на пустой зал, для зрителей была организована трансляция в Интернете. Зато постановку мог посмотреть любой желающий. Для театра такой шаг стал своеобразным экспериментом и проверкой самой возможности существования спектакля в такой форме. Споры о том, как именно должен быть представлен театр в виртуальном пространстве, нужны ли онлайн-трансляции или для интернет-платформ можно создавать только уникальный «продукт», не утихают до сих пор.
В декабре в рамках Международного кинофестиваля стран Арктики Arctic Open состоялся семинар для режиссеров театра и кино под руководством режиссера и драматурга Ивана ВЫРЫПАЕВА, на котором обсуждались перспективы развития жанра фильма-спектакля.
Организаторам пришлось переносить профессиональное и творческое общение в Zoom, но в то же время онлайн-формат позволил пригласить к участию режиссеров из других регионов России, в том числе из Екатеринбурга, Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Санкт-Петербурга и Москвы. В течение трех дней они искали ответ на вопрос: в чем отличие специально созданного фильма-спектакля от постановки, снятой на камеру и выложенной в открытый доступ для просмотра в Интернете? По словам самого Ивана Вырыпаева, «фильм» в этом случае является формой, носителем, а «спектакль» – собственно содержанием: «Во главе фильма-спектакля – пьеса. Фильм имитирует бытовую реальность, а в фильме-спектакле существует та же условность, что и в театре».
Сам кинофестиваль в этом году прошел без конкурсной программы, но с творческими встречами с авторами картин, которые выходили на связь со зрителями после кинопоказов. Кроме Ивана Вырыпаева, в этих встречах приняли участие канадский режиссер Гай МЭДДИН и режиссер и мультипликатор Андрей ХРЖАНОВСКИЙ, чья ретроспектива фильмов была представлена в программе фестиваля.
«Живые» встречи: премьеры и фестивали
В последних числах августа впервые состоялся фестиваль новой культуры «Другой», объединивший выступления уличных театров, музыкальных групп и первый летний фестиваль книги «Белый июнь», приуроченный к юбилею Фёдора Абрамова. В рамках этого события не только состоялась большая книжная ярмарка, но и творческие встречи с современными писателями – автором «Петровых в гриппе» Алексеем САЛЬНИКОВЫМ, публицистом Александром АРХАНГЕЛЬСКИМ, писателем Григорием СЛУЖИТЕЛЕМ, написавшим роман «Дни Савелия» про путешествующего по Москве кота, и многими другими. Август оказался насыщенным культурными событиями настолько, что казалось, организаторы хотели вместить все события, которые было невозможно провести в течение весны и лета.
Осенью театры были счастливы наконец-то выпустить новые спектакли на сцене. В Архангельском театре кукол появилось два спектакля для взрослых – «Фро» по рассказу Андрея ПЛАТОНОВА (режиссер – Петр ВАСИЛЬЕВ) и спектакль-балаган «Золочёные лбы» по сказкам Бориса ШЕРГИНА, который стал бенефисом художественного руководителя театра Дмитрия ЛОХОВА.
Северодвинский драматический театр за время пандемии значительно обновил репертуар. В том числе появилась постановка по Фёдору Абрамову «Были-небыли» (режиссер – Владимир КАРПОВ), остроактуальный спектакль-антиутопия «451 градус по Фаренгейту (режиссер – Алексей ЕРМИЛЫШЕВ), стильный камерный спектакль по пьесе французского драматурга Ясмины РЕЗА «Бог резни» и инсценировка Федора ДОСТОЕВСКОГО «Село Степанчиково и его обитатели» в постановке главного режиссера театра Анастаса КИЧИКА.
В репертуаре молодежного театра появился еще один экспериментальный спектакль – «Молот», в основу которого положен средневековый трактат об инквизиции. Это спектакль, вновь выходящий за рамки традиционной театральной сцены: предпоказ состоялся на арене Дворца спорта, а премьера – в здании Кирхи.
Архангельский театр драмы выпустил яркую и неоднозначную комедию «Собака на сене» в постановке московского режиссера Ренаты СОТИРИАДИ. Осенью состоялось и значимое музыкальное событие – фестиваль Arkhangelsk Music Weeks, объединивший «Международные дни джаза», «Беломор-Буги» и как классические, так и экспериментальные проекты Поморской филармонии. Несмотря на некоторые корректировки в программе, масштабный праздник музыки получился. В течение октября – начала ноября шли концерты в клубе «М33», на сцене Кирхи и театра драмы, где в исполнении симфонического оркестра при участии гитариста Юрия Каспаряна прозвучали композиции группы «КИНО».
На перспективу
В конце года произошло еще одно важное событие для театральной жизни нашей области. По инициативе Архангельского отделения Союза театральных деятелей и губернатора была возрождена региональная премия в области театрального искусства имени народного артиста СССР Сергея Николаевича ПЛОТНИКОВА, который выходил на сцену Архангельского театра драмы 57 лет и сыграл здесь более 200 ролей.
Теперь раз в два года будут определяться лауреаты в двух номинациях: «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» и «За сохранение и развитие театрального искусства». В 2020 году премия присуждается впервые более чем за десять лет, а ее лауреаты получат награду на торжественном вечере, намеченном на февраль 2021 года.
Несмотря на неопределенность ситуации, в которой уже привыкли существовать театры, музеи, библиотеки и кинотеатры, уже сейчас есть планы на премьеры, фестивали, гастроли и творческие проекты, которые должны состояться в следующем году.
Уходящий год научил организаторов культурных событий быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах и на любой случай иметь запасной вариант. Хочется, конечно, надеяться, что в следующем году к всевозможным «запасным выходам» и альтернативам, включая онлайн, придется прибегать не так часто, как в этом.