Ольга ИСТОМИНА. Фото Екатерины Чащиной | 19.01.2021 12:27:59
В Архангельском театре драмы появился новый спектакль для всей семьи, полный приключений, музыки и доброго юмора. В постановке о мальчике, который не хотел взрослеть, вместе с профессиональными актерами заняты воспитанники студии «Время добра».
Актер Архангельского театра драмы и режиссер Михаил КУЗЬМИН уже не в первый раз работает с ребятами с ограниченными возможностями здоровья из студии «Время добра». В прошлом сезоне на камерной сцене театра драмы он поставил «Волшебное кольцо» Бориса ШЕРГИНА, превратив спектакль в забавную игру в жанре «прикроватного фик-фока», и кажется, что премьера «Питер Пэна» по произведениям Джеймса БАРРИ удачно развивает найденный режиссером прием путешествия в сказку через фантазии и сны. Сам Михаил Кузьмин вместо определения жанра назвал новую постановку «спектаклем-которого-нет» – может быть, потому, что для его участников это и не спектакль вовсе, а путь к раскрытию самих себя и приключение, которое заканчивается так же быстро, как это бывает во сне.
Вместе с героями хорошо знакомой истории – братьями Джоном (Артур ЧЕМАКИН) и Майклом (Константин МОКРОВ), их старшей сестрой Венди (Татьяна СЕРДОТЕЦКАЯ) зрители отправляются в путешествие по миру собственного воображения, где им встречается обаятельный искатель приключений Питер Пэн (Александр ЗИМИН), с которым так просто попасть на остров Неверленд. Нужно лишь не попустить второй поворот направо и лететь «прямо, до самого утра». В этом путешествии героев сопровождают волшебные Грёзы (этих добрых проводников в мир снов играют артисты-мимы «Табурэ Театра») и дерзкая фея с характером Динь-Динь (Анна РЫСЕНКО). Кроме волшебных крышек у феи есть еще одно незаменимое приспособление – свисток, с помощью которого она выражает весь спектр эмоций: от возмущения и недовольства до обиды и предупреждения об опасности. Язык пантомимы оказывается понятен всем – и потерявшимся мальчикам на острове Неверленде, и зрителям в зале.
Внимание в течение всего спектакля привлекает установленный в центре каркас старого микроавтобуса «уазика», разрисованный граффити. Во сне может привидеться всякое, а увиденное принимается на веру – так что эта яркая машина, ставшая на сцене настоящим арт-объектом, на острове Неверленд никого не удивляет. Но и в мире фантазии в любой момент может возникнуть «совершенно неожиданный поворот событий», о чем зрителей несколько раз предупреждают с экрана.
Спектакль словно соткан из множества приемов, волшебных в своей простоте: кроме пантомимы и клоунады есть даже цирковые трюки. Например, фея Динь-Динь поднимается на кольце в ярко-синее ночное небо с облаками из ярких шаров, почти как воздушная гимнастка. В постановке много хорошо узнаваемой рок-н-ролльной музыки и танцев, придуманных для пиратов, индейцев или русалок, которые встречаются детям в их путешествии. Пираты гурьбой врываются на сцену в стильных и дерзких нарядах – кожаных куртках и порванных на коленях джинсах (автор костюмов – Нина НЯНИКОВА), а русалки с розовыми волосами в ярко-розовых юбках-пачках и серебряных блестках увлекают своим мерцающим танцем.
Всего на сцене задействовано около 60 человек. Кроме артистов театра драмы, в спектакле участвуют ребята, прошедшие кастинг, и воспитанники танцевальной студии «Росинки» (над хореографией работали Ольга МУРАШОВА и Светлана БАРАНОВА). Потерявшихся мальчиков (как известно, «девочки умнее мальчишек, а потому из колясок не падают и не теряются»), которые живут на острове, играют ребята из студии «Время добра». В ярких желтых, розовых и оранжевых толстовках и шапочках, они сразу привлекают к себе внимание. Оказавшись на острове беззаботных мальчишек, Венди берет на себя роль мамы – той, кто может о каждом позаботиться и каждого услышать.
В спектакле происходит множество настоящих театральных чудес. Вдруг появляется на стене тень Питера Пэна, которую он чуть не потерял и в конце концов решил пришить. Комический эффект вызывает появление наводящей ужас на пирата капитана Крюка (Дмитрий БЕЛЯКОВ) крокодилицы, о приближении которой предупреждает тикающий будильник. Для всех оказывается сюрпризом, какая же она маленькая и безобидная (Варвара НЕРАДОВСКАЯ), хоть и предстает решительно вооруженной бутафорскими ножом и вилкой. Но главным чудом становится то, как вместе существуют в этом действии профессиональные артисты и ребята, прекрасно освоившиеся на большой сцене.
Уже в пятый раз участвует в постановках театра драмы Ян КУЗНЕЦОВ, «хрустальный мальчик». На этот раз он – в роли харизматичного пирата Мясорубки, который может и на других страху нагнать (чего стоят его одновременно и жесткие, и забавные угрозы «Весло тебе в глотку!»), и сам испугаться не меньше, вместе с другими пиратами спасаясь от приближения мифической крокодилицы с криком «Улепётываем!»
И в этом, и в других образах, созданных режиссером вместе с артистами, есть место и юмору, и мягкой самоиронии. Кажется, что для Малыша (Иван ГРЯЗНОВ), Забияки (Алена АМАХИНА), Близнецов (Евгения МОЛОКОВСКАЯ и Наталья КАРУШЕВА), Крутыша (Александр БОЯРСКИЙ), Молчуна (Дарья НИФОНТОВНА), Ворчуна (Анастасия БЕЛЫХ) и Чубчика (Илья ИСТОМИН) их девиз «Борьба украшает жизнь!», который звучит в одной из сцен спектакля, оказывается чем-то большим, чем красивая фраза для поднятия духа.
Спектакль получился по-настоящему семейным. Нашлось место шуткам, которые оценят и дети, и взрослые. Вряд ли кто-то из взрослых не улыбнется киноцитате из «Титаника», когда в критический момент «откуда ни возьмись» под узнаваемую музыку приплывает спасительная дверь, на которой, правда, может спастись только один, или вдруг зазвучавшей в исполнении пиратов песне «За тех, кто в море». Дети же с радостью принимают участие в добром деле – спасении феи Динь-Динь. Несмотря на всю ее вредность и своенравность, весь зал отзывается и хлопает в ладоши, чтобы подтвердить – да, мы все еще верим в то, что феи живут среди нас, поэтому и верная защитница Питера Пэна должна вновь взлететь.
Всем нам хочется продолжать верить в чудеса. И самым большим чудом становится любовь, которая спасает в самые тяжкие времена. Главной ценностью даже в мире самых невероятных приключений оказывается дом и семья, где мама всегда будет держать окно открытым – чтобы дети могли вернуться, когда вдоволь налетаются в плену своих снов и иллюзий. Так и дети семьи Дарлинг возвращаются в свой родной дом, чтобы в конце концов повзрослеть. И со временем, к сожалению, разучиться летать.
Только неугомонный Питер Пэн не готов отказаться от своей свободы и продолжает жить в полете фантазии. Лишь через много лет он снова прилетит в дом выросшей Венди, у которой уже есть собственная маленькая дочка. И эта девочка снова захочет стать для него мамой – пожалеть, утешить и позаботиться о нем. Все повторяется, и мир вновь и вновь возвращается к точке отсчета – той минуте доверия и тепла, которая заключает в себе жизнь.