ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 19 декабря, 2024 17:39

Мир добрых людей Максима Диденко: спектакль «Конармия» стал главным событием «Европейской весны»


Ольга ИСТОМИНА | 13.04.2017 20:28:36
Мир добрых людей Максима Диденко: спектакль «Конармия» стал главным событием «Европейской весны»

Международный фестиваль «Европейская весна» проходит в Архангельске в 12-й раз. В марте у нас выступили артисты «Театро ди Капуа» с инженерной оперой-танго «Мария де Буэнос-Айрес» (Санкт-Петербург), французская группа «BOULE» под руководством шансонье Седрика Булара и исполнители ироничного рока «Н.О.М». Но самым ожидаемым событием и кульминацией фестиваля стал спектакль «Конармия» по мотивам рассказов Исаака Бабеля, сыгранный 12 апреля на сцене театра драмы.


Постановка режиссера Максима Диденко с артистами мастерской Дмитрия Брусникина – парадоксальное соединение литературного текста первоисточника, специально написанной композитором Иваном Кушниром электронной музыки, ансамблевого пения, хореографических «оживших картин» и сильнейшей актерской энергетики.

В основе спектакля – одноименный сборник рассказов Исаака Бабеля, по структуре своей напоминающий путешествие по страницам событий Гражданской войны. Жестокость и насилие здесь существуют не только на революционных фронтах, но и в мирных местечках украинских и польских земель, куда движется 1-я Конная армия Семёна Будённого, сотрясая привычные устои жизни и подвергая испытаниям сознание и личность каждого человека.

«Конармия» Максима Диденко – тоже своего рода испытание для современного зрителя, тем более приходящееся на год столетия революции 1917-го. Хотя сам спектакль существует уже почти три года и в Москве идет на одной из независимых театральных площадок – в Центре имени Мейерхольда. Когда режиссер Максим Диденко начинал работать над постановкой, артисты еще были студентами курса Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ. После выпуска «брусникинцы» не разлетелись по разным театрам, как это чаще всего бывает, а продолжили играть появившиеся за время учебы спектакли и работать над новыми проектами в составе мастерской. И оказались в центре всеобщего внимания.

«Я замечаю перемены, которые происходят со спектаклем, – поделился Максим Диденко. – Ребята все лучше и лучше осваивают свои партитуры, становятся зрелыми артистами. Раньше они были где-то не уверены в себе, им было сложно многое запоминать и «качать зал». Но постепенно они становятся самостоятельными фигурами, и очень интересно наблюдать за этим».

Кстати, первый и самый важный этап работы над постановкой проходил необычно: две недели артисты вместе с режиссером провели в доме отдыха в Комарово, по утрам бегая кроссы, а днем сочиняя этюды на темы и мотивы, затронутые в рассказах Бабеля.

«Это очень важный процесс, потому что так мы нащупываем язык, который совпадает с материалом, – рассказал Максим Диденко. – И хотя «собирать» спектакль в единое целое я начал только в Москве и эти звенья стали очень сильно отличаться от того, что ребята показывали на этюдах, но началось все именно в Комарово».

В едином творческом котле «варился» и композитор Иван Кушнир - автор музыки, ставшей сценическим решением литературного произведения. Сложно устроенный, насыщенный необычными метафорами и сравнениями текст рассказов Бабеля в постановке пропевается то хором, отсылая к хоральной музыке, то сольно, напоминая об украинской народной песне, то произносится речитативом или выкрикивается, выстраданный...

По мысли Максима Диденко, художественный текст автора «Конармии» - на грани прозы и поэзии, поэтому и возникло желание его спеть.

«Когда Бабель писал эти рассказы, он очень скрупулезно подходил к подбору слов и мог одно предложение составлять несколько недель, – отмечает режиссер. – Я очень сильно ощущаю это в тексте, его чрезвычайную плотность, которая свойственна скорее поэзии, чем прозе. На самом деле Иван (Кушнир. – Прим. ред.) очень мучился, потому что текст все-таки не такой ритмичный, и делать из него песни было тяжело».

Сам режиссер определил жанр своей постановки как «балет-оратория». Действительно, сложно понять, чего в этом спектакле больше – танца, пластики или пения, музыки или символики, когда одно сменяет другое то неожиданно и резко, то плавно перетекает из одного состояния в другое.

«Мне кажется, что в сегодняшнем мире узкая специализация абсолютно не актуальна, – говорит Диденко. – Театр как замкнутая структура – уже анахронизм. Сейчас время коммуникаций, объединения, стирания границ, поиска нового формата во всех сферах жизни: не только в театре, но и в медицине, науке, политике».

Так же и сами истории, через которые проводит зрителя режиссер, прорастают одна сквозь другую, стирая границы: финал эпизода про убитого сыном отца из рассказа «Письмо» вдруг оборачивается библейской «ожившей картиной» и началом рассказа о пане Аполеке, писавшем святых с любыми лицами по желанию заказчиков.

Многообразие выразительных средств, которое может показаться в спектакле порой избыточным и хаотичным, тоже все-таки не случайно: наверное, только так и можно пробудить, задеть сегодняшнего зрителя за живое и заставить его почувствовать себя некомфортно. Как еще напомнить о жестокости и насилии, о столкновении светлых и темных начал, которые неизбежны для революции?

В одном из рассказов «Конармии» хозяин «лавки древностей» старик-еврей Гедали мечтает об «Интернационале добрых людей», потому что революцию на его глазах творят, кажется, только «злые люди». А вот добрых – «недостача». Однако режиссер спектакля Максим Диденко грусти этого героя не разделяет.

«Нет, я не ощущаю нехватку добрых людей, – улыбнулся он, отвечая на мой вопрос. – Я вообще не верю в злых людей, если честно. Возможно, так мне просто легче жить, и я прячусь в раковину своих иллюзий, думая, что мир состоит из добрых. Но мне кажется, думая так, я делаю мир лучше. Это как в квантовой физике: наблюдающий создает наблюдаемое - если считать, что мир состоит из злых людей, так оно и будет».

Кстати

«Европейская весна» ещё идёт!

В рамках фестиваля «Европейская весна» ожидается еще одно яркое событие, пусть и совсем иного жанра – клоунады. На закрытие фестиваля 19 апреля приедет коллектив «Семьянюки», выросший из знаменитого театра мимов Вячеслава Полунина «Лицедеи». За время своего существования театр побывал на гастролях в странах Европы и США, а также успешно выступил на Авиньонском фестивале.

В Архангельск артисты привезут новое представление под названием «Семьянюки Экспресс», которое помогла воплотить на сцене известный петербургский театральный режиссер Яна Тумина. Зрителям предстоит отправиться в путешествие на необычном поезде, где все происходит не так, как надо. Как предупреждают в Молодежном театре, по дороге нетрудно будет потерять связь с реальностью, наблюдая за чудачествами шестерых клоунов и их персонажей: эксцентричного шеф-повара, обольстительного бармена, абсурдного начальника поезда, влюбленного пилота, неуклюжих официанток и многих других. Однако и здесь найдется место романтике – атмосфере 30-х годов, поэзии и любви.

«Когда «Семьянюки» только создали свой театр, они выступали на архангельской сцене, – рассказал художественный руководитель фестиваля «Европейская весна» Виктор ПАНОВ. – Сейчас театру исполняется десять лет, и артисты сами захотели отпраздновать юбилей на нашей сцене. Приходите, плохого не возим!».





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей