Беседовала Анна МОРОЗОВА | 22.10.2019 00:36:20
В декабре, в дни III Международного кинофестиваля Arctic Open, в Архангельск приедет известный режиссер, сценарист и продюсер Борис ГУЦ. В САФУ он проведет воркшоп «Мобильное кино». Грань между игровыми и документальными фильмами пытались стереть уже давно, и с легкостью с этой задачей справилось кино, снятое без помощи больших камер и громоздкой аппаратуры — на обычный смартфон. Борис Гуц, пожалуй, первым в России подхватил этот тренд. Сейчас он готов передать свой опыт начинающим фильммейкерам.
Борис ГУЦ — участник и лауреат более десяти российских и международных кинофестивалей, в том числе Московского международного кинофестиваля, фестивалей «Движение» и «Окно в Европу». Автор трех полнометражных фильмов: «Арбузные корки» (2016), «Фагот» (2018), «Смерть нам к лицу» (2019). Последние два сняты на iPhone.
Борис Гуц рассказал о том, как будет проходить рабочая мастерская.
- Борис, расскажите, как стать участником воркшопа?
- Для каждого претендента есть тестовое задание — снять видео «Мой день». Это нужно, чтобы я мог оценить способности потенциальных участников, но прежде всего мне важен сам человек. Хочется собрать мозаику: чтобы это были люди, интересные друг другу, чтобы они не повторялись, каждый был уникальным. Итог работы во многом зависит от ребят, я буду только помогать. В первый день запланировано немного теории, а затем — много практики. У самого упрямого и целеустремленного из учеников за 3-4 дня может получиться снять фильм.
- То есть не всем на интенсиве удается снять кино?
- По опыту таких занятий скажу: конечно, не каждый выйдет после них с фильмом. Но если кто-то вдруг сорвется с дистанции, он всегда может помочь другим. Кино – это штука коллективная, и некоторые ребята, когда в какой-то момент понимают, что пока не готовы создать что-то свое, могут помочь в начинаниях другу.
- Какая техника должна быть у участников? iPhone?
- Необязательно iPhone. На других мастер-классах снимали и на Samsung, Nokia... Но я свои фильмы снимал на iPhone и в этом, конечно, больше разбираюсь. Те же Samsung и iPhone дают немного разное изображение по резкости, по четкости. Но снимают, повторюсь, на все, что угодно. Главное не то, что у тебя в руках, а то, что в голове. А снять можно и на Polaroid. Важнее идея, а не финансовые возможности
- Участники должны прийти со своей идеей или вы поможете придумать? Наверняка бывают ситуации, когда человек самое большее, что снимал, – это сторис в Instagram, но участвовать в воркшопе очень хочется…
- Сначала я выслушиваю уже готовые идеи, но чаще всего все они заоблачные, вселенского масштаба. Начинающие режиссеры не понимают, что за 2-3 дня это снять нереально. Для таких ребят уже есть опробованная методика, когда я «вытаскиваю» из людей воспоминания об интересных ситуациях и они потом сами говорят: «И правда, классная же история!»
- То есть она обязательно должна быть реальной?
- Нет. Ребята, особенно начинающие, чаще всего очень скептически относятся к своим историям, своему жизненному опыту, начинают что-то придумывать, но чаще всего все эти фантазии – вторичный продукт, оказывающийся такой схематической подсознательной сборкой того, что они видели в кино. Это никому не интересно, даже если они смогут реализовать замысел на уровне Тарантино или Кристофера Нолана, что вряд ли. Скорее всего, это будет хуже по качеству. Я готов выслушать любые идеи, и если они окажутся самобытными, оригинальными, буду только рад и помогу реализовать.
- За последний год Архангельская область с завидной регулярностью попадает в федеральные сводки новостей из-за митингов, уголовных дел, заведённых на экоактивистов, взрыва под Нёноксой и протестных настроений. Если участники воркшопа выберут для себя такую такую тему, смогут ли они воплотить это в жизнь, или история должна быть более личной?
- Если это действительно их задевает, почему бы нет?Искусство – это же отражение реальности при помощи художественных методов. Если ребята хотят попробовать себя в киноискусстве, все происходящее можно перевести на киноязык - понять, как эту тему рассказать «через себя», показать свое к ней отношение. Есть же такой жанр, как социальное кино. Я только «за», если кино снимается на актуальные темы, а не про то, что уже никого не волнует на протяжении ста лет.
- В интервью вы иногда рассказываете, что в создании фильмов вам помогает наблюдательность: подмечаете, как выглядят и что говорят другие люди, их особенности, образы. Может ли это стать общей рекомендацией для тех, кто только собирается снимать кино?
- Это мой личный опыт, я о нем рассказываю, даю лайфхаки, в том числе на практикумах. Участники будут выходить, собирать информацию, что-то слушать... Если кто-то поймет, что такой подход ему близок, – прекрасно; если найдут свои методы – по рукам никого бить не собираюсь. Я же не учу, моя цель - передать некий опыт, более-менее успешный.
- А для вас полезны такие практикумы?
- В Челябинске молодой режиссер Мария ОНИПКИНА сняла минутный этюд, я спросил, могу ли сделать из него полнометражный фильм, и в итоге получилась «Смерть нам к лицу». Фильм выходит в прокат в следующем году. Если перестать общаться с молодыми — это будет первым шагом на пути к старческому маразму. Я очень люблю общаться с молодежью, мне важно, о чем они думают и переживают. Это такой мой способ не стареть.
Занятия пройдут в технопарке САФУ в рамках III Международного кинофестиваля Arctic Open. Мастерская будет организована на средства фонда президентских грантов при поддержке министерства культуры Архангельской области. Соорганизатор проекта – Северный федеральный (Арктический) университет.
Заявки на участие можно подать на сайте кинофестиваля. В группе будет не более 15 человек.