Беседовала Рита ИЛЬИНА. Фото: Алексей Липницкий | 06.03.2015 03:03:24
На днях губернатор Игорь ОРЛОВ поднял вопрос: почему после повышения тарифа на проезд в общественном транспорте обещанного повышения качества услуг не произошло? Тема эта очень больная, а потому в дискуссию включились и депутаты Архангельской городской Думы, создав специальную рабочую группу. Казалось бы, лед тронулся и вот-вот по Архангельску без пробок и четко по графику поедут большие, комфортабельные, чистые автобусы. Однако…
«На первом заседании гордумы ничего нового в плане обмена мнениями не получилось, - говорит член рабочей группы, депутат Владимир КАРПОВ. - Как и на многочисленных «круглых столах» по этому вопросу, сразу же установилось четкое противостояние между общественниками от транспорта, мэрией и МУПами с одной стороны, и областным агентством по транспорту – с другой. Каждый отстаивал свою точку зрения, не слыша иных мнений и не разделяя позиций других профессионалов».
- Ну как же не слыша? Вот просили перевозчики повысить тариф, областная власть, в чьем ведении этот вопрос, цену на билеты подняла — с 18 до 21 рубля.
- Для транспортников, работающих на маршрутах в центре города, это очень «сладкое» повышение. Но ведь частник не идет на окраинные маршруты. И их вынуждены брать МУПы. А для безубыточной работы автобусов марки «ЛиАЗ» в Архангельске покрытие затрат муниципального перевозчика на одну поездку должно быть не менее 43 рублей. Но ни билет такой стоимости, ни дотирование в таких объемах мэрия позволить себе не может. А региональная власть не хочет заглянуть в суть проблемы и помочь.
- Так в чем проблема?
- Проблема в механизме дотаций перевозчикам, который нужно сделать рациональным и прозрачным. Систему перевозок нужно в корне менять.
Что сегодня происходит? На перевозчика давит власть, устанавливает рамки, наказывает. И перевозчик приспосабливается. Федеральное законодательство отдает муниципальные перевозки на откуп местным властям. При этом обязывает организовать автобусные перевозки… Но у мэрии нет инструмента, чтобы наладить все, как, например, можно сделать на межмуниципальных перевозках...
- А конкурсы?
- Конкурсы, если сказать мягко, не совсем легитимны. Ведь на конкурс выставляется право ездить по определенному маршруту, а это право есть у всех. То есть если перевозчик соблюдает федеральное законодательство, то к нему и придраться нельзя.
Более того, даже те, кто выиграл конкурсы, не заключают с мэрией договор — никто не хочет брать на себя дополнительные обязательства. Они в отличие от других перевозчиков вышли на конкурс, выиграли и потом вправе заявлять: маршрут наш.
- Но дотации получают только те, кто выиграл конкурс…
- Получают, но это распространяется только на перевозку «льготников». А при смене системы организации перевозок надо распространить это правило на все маршруты.
Т.е. мэрия разрабатывает социально значимые маршруты и выставляет на конкурс не право ездить по ним, а право получить субсидию. А это уже гражданский договор...
- Однако те перевозчики, которые сдают в мэрию принятые от «льготников» талоны, вынуждены заключить договор. Иначе и денег не вернут?
- Это очень маленький процент перевозчиков. На выгодном маршруте «нелегал» в несколько раз перекроет эти социальные талоны. Поэтому важно убедить членов рабочей группы пересмотреть принцип организации перевозок, а затем проработать вопрос самой дотации. Навскидку, можно дотировать рублей пять. И этого хватит, чтобы не было убыточных маршрутов.
- Вы предлагаете дотировать все билеты?
- Нет, только на тех маршрутах, которые невыгодны. И мэрия их отлично знает.
Необходимый в этом случае возврат к «зонированию» города позволит решить проблему загруженности центральных улиц. Ведь раньше на одном автобусе нельзя было доехать от Варавино до Экономии, а сейчас автобусами забит весь центр...
Количество автобусов на маршрутах должно быть расчетным. И это должна делать мэрия. Там, где пассажиропоток высокий, мэрия может выдвигать требование, чтобы на маршруты выходили автобусы большой вместимости.
Это тоже даст снижение количества единиц транспорта на улицах. Далее – вопрос присоединения перевозчика к единой диспетчерской службе. Это условие можно заложить в договор.
- Взамен на право получить субсидию?
- Через боязнь потерять дотацию. Да, пришлось бы мэрии побольше потрудиться: разработать маршруты, внедрить диспетчеризацию, электронные билеты для «льготников». Но тогда бы появились реальные цифры и тариф был бы обоснован. А сегодня установили 21 рубль, а реальные экономические затраты на каком-то маршруте могут достигать и 45 рублей. Разница – это и есть дотация, за которую перевозчик должен бороться.
- А деньги где взять?
- Деньги есть. Мы говорили о «льготниках», проезд которых дотируется непонятно. Второй источник – это те деньги, которые идут на поддержку МУПов, это десятки миллионов рублей в год. Ну, и область могла бы помогать. Архангельск – областной центр, здесь на транспорте не только коренные горожане ездят.
- Но, говорят, субсидия нужна порядка миллиарда…
- Сколько нужно — не знает никто. Миллиард всплыл от того, что пять рублей предполагаемой субсидии за один билет помножили на количество пассажиров. Якобы в Архангельске в автобусах ездит 250 тысяч человек в день.
Вот если бы была другая система организации перевозок, диспетчеризация, электронные билеты, мы бы знали реальный пассажиропоток. И цифры были бы другими...