Беседовала Людмила СЕЛИВАНОВА. Фото Алексея Липницкого | 09.11.2018 23:01:39
Уполномоченный при губернаторе по защите прав предпринимателей Иван КУЛЯВЦЕВ сменит амплуа: он займет пост министра экономического развития Архангельской области. Напомним, эта должность оставалась свободной с середины лета, когда ее покинул Семён Вуйменков. О некоторых итогах своей прежней работы, о том, как взаимодействуют власть и бизнес, и можно ли стать успешным бизнесменом в «медвежьем углу», Иван Святославович рассказал в интервью «БК».
– Вы почти каждый месяц бывали в командировках по области. Находят ли общий язык предприниматели и муниципальные органы власти?
– Да, за год я объездил все районы Архангельской области, общался с предпринимателями на личных приемах и во время заседаний советов по развитию предпринимательской активности при главах муниципальных образований. 16 ноября буду работать в Онеге.
Ситуация в районах разная. Где-то взаимодействие налажено весьма неплохо, а где-то его уровень нужно повышать. Хороший пример коммуникаций между бизнесом и властью – Устьянский район. Пожалуй, это один из районов, который дальше других продвинулся в брендировании территории. Причем первую скрипку играют именно предприниматели. Бизнесмены совместно с представителями администрации разрабатывают критерии качества, которым производитель должен соответствовать, чтобы на продукции размещался логотип «Сделано в Устьянах». Это интересный опыт. В то же время мне не встречались районы, где совсем уж тоскливо и никакого движения нет. Везде есть возможности для развития бизнеса.
– Что чаще всего заставляет предпринимателей обращаться к бизнес-омбудсмену?
– По опыту моей работы, – а это полтора года, – большая часть обращений вызвана недоинформированностью и недопониманием между предпринимателями и главами, а также представителями надзорных органов при проведении проверок. Предприниматели варятся в собственном соку, а тем временем происходит множество изменений – и в законодательстве, и в мерах поддержки. Иногда эта информация просто не доходит до адресата. Нужно чаще общаться, тогда многие вопросы снимаются. Открытый диалог позволяет искать новые возможности взаимодействия.
К главным достижениям за год могу отнести организацию ежеквартального Единого дня отчетности контрольно-надзорных ведомств перед предпринимательским сообществом Архангельской области. Наш опыт уже перенимают другие регионы.
А в Няндомском районе, к примеру, предложили установить ежеквартальный День предпринимателя для встречи и решения сложных вопросов с главами муниципальных образований. Это хорошая практика, которая к тому же повысит качество работы специалистов администрации. Они увидят, что глава настроен на контакт с предпринимателями и на результат, и будут ориентироваться в работе на позицию руководителя. Власть должна стать модератором в диалоге с бизнесом.
– А искренне ли расположены сами главы к этим мероприятиям? Нет ли здесь формального подхода: пришли, поговорили, разошлись?
– Работа с предпринимателями – скорее добрая воля глав, несмотря на некие обязательства. Но ведь речь идет о развитии территории, а это, в свою очередь, развитие бизнеса и наоборот. Такой должна быть часть профессиональной установки: «я – глава и обязан взаимодействовать с бизнесом». Сейчас предприниматели «бегают» за властью, а надо бы развернуть ситуацию, чтобы власть сама спрашивала: «Что вам нужно и чем помочь?» Надо сформировать такую систему координат, чтобы бизнес не просто работал, а развивался, появлялось больше предпринимателей с новыми предложениями. Меня часто спрашивают: что наиболее перспективно, какие отрасли поддерживать? В разумных рамках надо поддерживать любую предпринимательскую активность. Если человек живет идеей, я всегда стараюсь приободрить: верьте, делайте, и все получится! Когда возникают сложности, обращайтесь к бизнес-уполномоченному.
– Что в этих поездках вас в хорошем смысле удивило и что огорчило? Какие тенденции вы наблюдаете?
– К сожалению, не у всех глав имеется представление о том, чем занимаются предприниматели на их территории. Но есть и очевидные точки роста – в частности, Устьянский, Верхнетоемский, Шенкурский районы.
Мне понравилось, как в Шенкурском районе перестроился местный ритейл, чему поспособствовал приход на рынок федералов. И качество выкладки, и мерчандайзинг стали гораздо лучше – об этом говорят и сами предприниматели.
Конечно, они побаиваются конкуренции. Но я считаю, что ее надо воспринимать как благо. Мы думаем, что моложе, чем наше реальное физическое состояние. И у предпринимателей, которые начинали в 1990-2000-е годы, подобная история: сознание уже сформировалось, им иногда сложно адаптироваться и понять, что ситуация поменялась. Сейчас время тех, кто умеет работать со сбытом. В бизнесе одна гарантия – гарантия поражения. Чтобы такого не случилось, нужно в том числе принимать ситуацию такой, какая она есть, и уметь ее прогнозировать.
Замечательный пример есть в Няндомском районе: предприниматель Оксана ГУСЕВА в 2016 году, получив субсидию, занялась хлебопечением. Теперь она купила старый хлебозавод, сделала ремонт, и на ее предприятии работают уже более 40 человек. А на старте было четверо. Пожалуйста, благоприятный настрой: в нынешних условиях человек увидел открытые возможности. Вопрос в том, на чем фокусироваться.
Сейчас нужен другой подход, нежели тот, который работал в 90-е.
Меня, как человека, который занимался бизнесом (в Новодвинске) почти 15 лет, задевает, когда в районах предприниматели просят помочь со сбытом. Как власть, мы должны создать условия, чтобы было как можно меньше барьеров. Но сбыт – часть предпринимательской деятельности. Предположим, если раньше брали полуфабрикат, то сейчас востребован готовый продукт. Соответственно, нужно двигаться в этом направлении.
Радует, что в глубинке тоже развивается сфера обеспечения, бытовых услуг и даже индустрии красоты. Вспоминается короткая анекдотическая история в картинках. Два маркетолога на острове. Увидев босых аборигенов, один в панике восклицает: «Все пропало, здесь никто не носит обувь! Сапоги не продать!» А другой с превеликой радостью кричит: «Отлично, здесь все без обуви! Мы первыми научим их носить мокасины!» Все зависит от того, как посмотреть на обстоятельства. Я оптимист, поэтому всегда вижу плюсы.
Власть региона, безусловно, заинтересована в развитии бизнеса и снятии избыточной нагрузки с предпринимателей. Субсидиарных мер поддержки стало меньше, и это весьма оправданно. Но по всем остальным направлениям потенциал для развития и взаимодействия между бизнесом и властью я видел в каждом городе и районе нашей области.