Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого | 13.07.2018 21:00:00
Администрация Архангельска пытается найти арендатора для городских причалов: их эксплуатацию вполне реально перевести в коммерческое русло, считает руководство областного центра. У бизнеса, судя по всему, другое мнение. Первый аукцион, на который было выставлено право бесплатной аренды пяти причальных комплексов с земельными участками, не состоялся из-за отсутствия заявок. Повторные торги запланированы на осень.
Сейчас содержанием причалов на Кегострове, Бревеннике, Хабарке и их материковых «напарников» вынуждены заниматься администрации округов.
«Напомню, что речь идет о гидротехнических сооружениях, находящихся на особом контроле и требующих регулярного освидетельствования. А это все затраты, затраты и затраты» – так обрисовывает положение дел глава Архангельска Игорь ГОДЗИШ.
Помимо дополнительных бюджетных расходов, существует еще одна проблема: как правило, в местных администрациях нет специалистов нужной квалификации не только для самостоятельного планирования на причалах каких-то работ, но даже для того, чтобы грамотно составить документацию на закупку специфических товаров и услуг. Откуда главам округов знать, как подобрать, например, кнехты и где их лучше купить?
В предыдущие годы арендатором причалов был Архангельский речной порт: контракт с этим предприятием администрация города заключила в мае 2015-го.
«У нас есть более десяти своих причалов и, конечно, большой опыт их эксплуатации, – рассказал «БК» генеральный директор Архангельского речного порта Андрей РАЗГОВОРОВ. – Кроме того, как вы знаете, наше предприятие занимается речными пассажирскими перевозками и прямо заинтересовано в том, чтобы береговая инфраструктура содержалась должным образом. Уже был прецедент, когда мы выходили в навигацию с готовыми судами, а все причалы оказались закрытыми. А если, допустим, капитан порта запрещает швартовку к какому-то причалу из-за его технического состояния, в случае вынужденного нарушения этого запрета (людей-то возить надо!) санкции могут применяться уже к нам. В 2015-м речпорт подписал договор аренды причалов на пять лет (то есть до 2020 года), но при условии, что в бюджет будут закладываться деньги на их содержание, а мы будем заниматься эксплуатацией комплексов и следить за их техническим состоянием. Но на деле все получилось по-другому».
Пассажирские перевозки водным транспортом субсидируются из областного бюджета. Предполагалось, что речпорт получит возможность включать в тариф и затраты на содержание причалов.
«Собственно, этого добивались и мы, и Архангельский речной порт. Иначе получается, что суда ходят сами по себе, а причальные комплексы в этом как бы не участвуют», – отметил в недавнем интервью «БК» Игорь Годзиш.
Однако решения этого вопроса на законодательном уровне не нашлось: в региональном агентстве по тарифам и ценам пояснили, что причалы являются муниципальной собственностью и финансировать их содержание область не имеет права.
«Только за аренду причалов мы платили 100 тысяч в месяц, а это 1 млн 200 тысяч в год. Плюс различные работы, часть которых речпорт проводил своими силами. Суммарные расходы по причальным комплексам мы оцениваем примерно в 4,5 млн в год. Прошла навигация, потом вторая, а затраты нам так никто и не возмещал», – добавляет Андрей Разговоров.
В итоге в 2017 году предприятие обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с требованием расторгнуть договор аренды и обязать муниципалитет забрать причалы обратно в свое ведение. Как следует из материалов дела, город старался максимально затянуть приемку причалов и продержать их за речпортом хотя бы до конца навигации.
Сейчас разбирательства закончены, и за причальные комплексы опять отвечают администрации округов. По словам Андрея Разговорова, предприятие готово снова взять причалы в аренду, но только после того, как будет предложен понятный механизм бюджетных компенсаций, или работать с другим арендатором, когда таковой появится.
.
В апреле этого года администрация Архангельска сделала первую попытку найти арендатора через аукцион. Предполагалось, что бизнес поторгуется за право получить в безвозмездное использование по прямому назначению сроком на пять лет пять причальных комплексов с земельными участками. Начальная цена права заключения договора аренды была установлена в размере 1 099 173 рубля. Ни одной заявки на аукцион так и не поступило.
Однако администрация Архангельска на этом отступать не собирается. По мнению главы города, монетизировать эксплуатацию причалов можно.
«Поэтому мы и инициировали конкурсные процедуры. Арендатор оказывал бы услуги по приемке судов и получал за это деньги с перевозчиков. Пока выстроить отношения таким образом не получается, и причальные комплексы продолжают «висеть» на городском бюджете», – добавляет Игорь Годзиш.
Как подчеркивает директор департамента муниципального имущества администрации Архангельска Михаил ИКОННИКОВ, арендатор получит право самостоятельно определять плату за пользование береговой инфраструктурой.
«Если быть дальновидным, коммерческое использование этих объектов наладить реально, – считает Михаил Иконников. – Причалы будут востребованы всегда. Раньше по Северной Двине ходили «ракеты», теплоходы – я думаю, со временем все это вернется. И туристы будут приезжать, и речные трамвайчики на внутренних линиях никуда не денутся».
Со слов Михаила Иконникова, повторные «причальные» торги администрация города намерена провести осенью. За это время аукционное предложение планируется сделать более привлекательным за счет освидетельствования причалов, на что, вместе с небольшими дноуглубительными работами, предполагается потратить около 4 млн рублей. Цена права аренды, возможно, повысится, но, как заверили в департаменте, «останется адекватной».
Михаил Иконников не исключает, что архангельскими причалами заинтересуются иногородние компании. Но «заломить цены» на швартовые услуги у арендатора вряд ли получится: за этим будут наблюдать областное агентство по тарифам и УФАС.