Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. | 01.08.2018 14:04:50
В феврале 2018 года единственным поставщиком лекарств для всех государственных медицинских организаций Архангельской области стало ГУПАО «Фармация». Такое решение приняли депутаты по настоянию профильного министерства. Предполагалось, что расходование бюджетных средств на эти цели станет эффективнее. Однако Архангельское УФАС отнеслось к нововведениям критически. А вскоре появился и судебный иск: привилегированное положение «Фармации» не устроило московскую компанию, также занимающуюся поставкой лекарств в наш регион. 25 июля областной суд данное исковое заявление удовлетворил.
В ходе обсуждения законопроекта министр здравоохранения Архангельской области Антон КАРПУНОВ приводил разные аргументы в пользу перехода на единственного поставщика - «Фармацию». Во-первых, это предприятие обладает крупной сетью из 137 аптек, почти половина из которых расположена в труднодоступных населенных пунктах, включая территорию Ненецкого автономного округа, куда чисто коммерческие провизоры заходят неохотно. По оценкам министерства, благодаря налаженной логистике и оптовому формату приобретения лекарств и медицинских изделий, экономия бюджетных средств может достигать 30%.
Второй важный довод — отсутствие специалистов необходимой квалификации для организации закупок в ФАПах и больницах в глубинке. Работа через «Фармацию» снимает и эту проблему.
О сомнениях, возникших у коллег, рассказал главный врач Первой городской клинической больницы им. Е.Е. Волосевич, депутат Архангельской городской Думы Сергей КРАСИЛЬНИКОВ.
«Мы «за» централизацию, но это очень большой шаг. Единственные поставщики лекарств в больницы работают пока только в трех российских регионах. Кроме того, спрогнозировать закупку на 100% средств на весь год очень сложно. И еще: насколько я понял, мнение врачей будет учитываться не всегда, и это печально. Многие привыкли работать, например, с определенными нитями для наложения швов, а при единой закупке выбор «расходников» будет унифицирован. Получается, врачам придется работать с тем, что дадут, а за качество с них спросят в прежнем объеме», – пояснил Сергей Красильников.
В комитете по здравоохранению и социальной политике областного Собрания единого мнения не было.
«Могу выразить только собственную позицию. С моей точки зрения, представленный законопроект направлен на повышение доступности и качества лекарственного обеспечения и отвечает интересам широких слоев населения. Мы имеем в руках колоссальный кадровый и материальный ресурс в виде ГУПАО «Фармация», который, по сути, до конца не используем», - сказал на сессии председатель комитета Сергей ЭММАНУИЛОВ.
Однако, по оценке некоторых депутатов, назначение «Фармации» единственным поставщиком лекарств и медицинских изделий имеет признаки ограничения конкуренции. С этим согласен и руководитель Архангельского УФАС Денис БУГАЕВ.
«Меры, направленные на обеспечение безопасности и качества лекарств, контроля за ценообразованием, экономии бюджетных средств, - дело благое. Только все эти плюсы пока что существуют лишь в теории: нет ни одного документа, заключения, исследования, обосновывающего, почему «по-старому» жить нельзя, а переход на новые рельсы будет эффективен. Есть ли для заказчика принципиальная разница, откуда поставщик привезет товар – со склада в Архангельской области или из другого региона, хоть самолетом? Ему важно, чтобы товар был поставлен в срок, надлежащего качества и в необходимом объеме. Эффект аукционного снижения цен тоже пока никто не отменял. Архангельское УФАС России полагает, что принятие законопроекта может привести к потенциальному риску нарушения пп. 2,5, 8 ч.1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», - отмечалось в отклике антимонопольного ведомства.
Тем не менее на февральской сессии областного Собрания законопроект был принят сразу в двух чтениях: «Фармация» получила статус единственного поставщика лекарственных препаратов и медицинских изделий для всех государственных медицинских организаций Архангельской области.
В суд обратилась московская компания АО «Мастерфаст», которая тоже занимается поставками лекарств для лечебных учреждений нашего региона. Фирма оспаривает соответствующие постановление правительства и статью 26.1 областного закона «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан» (№ 629-38-ОЗ). По мнению компании, эти нормативные правовые акты нарушают ряд требований федеральных законов «О контрактной системе» и «О защите конкуренции» (как раз по тем пунктам, на которые указывало УФАС).
Согласно заключению прокуратуры, спорные документы федеральному законодательству не противоречат.
Однако 25 июля Архангельский областной суд постановил исковое заявление АО «Мастерфаст» удовлетворить. По оценке суда, нормативные акты идут вразрез с указом Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
К слову, дальше следует интересная фраза: «Доводы административных ответчиков (то есть представителей Архангельского областного Собрания депутатов и правительства области. — Прим. ред.) о том, что Указ Президента Российской Федерации для них не обязателен, основаны на умалении роли Президента Российской Федерации, которая ему отводится положениями Конституции РФ».
По закону «О контрактной системе» закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки. Такой вариант возможен лишь при отсутствии конкурентного рынка или когда только один поставщик может дать то, что нужно заказчику, и так скоро, как требуется. Здесь суд фактически повторяет доводы АО «Мастерфаст»: с желающими заняться поставкой лекарств в больницы Архангельской области все в порядке.
Но даже если бы это было не так, «для определения единственного поставщика необходимо принятие соответствующего акта Президентом РФ или Правительством РФ». Следовательно, ответчики «фактически вторглись в сферы ведения, урегулирование которых может осуществляться только федеральным законодательством».
Кроме того, как следует из материалов дела, в соответствии с оспариваемой статьей областного закона государственные медицинские организации Архангельской области должны закупаться в «Фармации» не менее чем на 90% от суммы средств, полученных ими на эти цели. Областным министерством здравоохранения был разработан типовой контракт, согласно которому «Фармация» приобретает товар, а затем фактически перепродает его с начислением наценки в 15%. Согласно выводам суда, размер оптовой надбавки и итоговая цена контракта в этом процессе «непрозрачны и неподконтрольны». Поэтому «указанная схема закупок также противоречит принципу эффективности использования бюджетных средств», - говорится в решении.
Доводы о том, что «Фармация» располагает большой аптечной сетью, специализированным транспортом и т. д., суд не принял, отметив, что это не является основанием для обхода конкурсных процедур.
«Как верно указывает Федеральная антимонопольная служба РФ, медицинские организации Архангельской области были фактически выведены из-под действия Закона «О контрактной системе» - таковы выводы суда.
О том, будет ли подана апелляционная жалоба, информации пока нет. С момента вступления решения в законную силу постановление правительства области о наделении «Фармации» статусом единственного поставщика будет признано недействующим.
Прямая речь
Денис БУГАЕВ, руководитель Архангельского УФАС России:
– Мы озвучивали свои опасения еще на стадии подготовки этого законопроекта и постановления правительства области, и сейчас они подтвердились. Решение суда по «Фармации» доказывает, что указ Президента России, связанный с Национальным планом развития конкуренции, заработал: большая часть доводов суда строится именно на этом. Наделение предприятия функциями единственного поставщика противоречит закону «О контрактной системе» и не содержит элементов экономии бюджетных средств, о которой говорили инициаторы законопроекта.
Мы очень сильно и приятно удивлены позицией областного суда. Однако я практически уверен, что в итоге дело дойдет до Верховного суда. Причина в том, что аналогичные вопросы Верховным судом уже рассматривались по другим регионам, и решения принимались в пользу органов власти субъектов. Время покажет, что будет дальше.