Рина КОСТИНА | 26.08.2018 19:23:14
Одной из обязанностей владельцев и пользователей причалов является предоставление исследований по промеру глубин причальных зон акватории в администрацию морских портов Западной Арктики. Многие годы этим занимался целый ряд компаний, однако когда в 2017 году такая деятельность перестала подлежать лицензированию, капитан порта Архангельск решил, что принимать документы стоит только от ФГУП «Росморпорт».
Одной из организаций, которой отказали в сотрудничестве, стало ООО «Архангельский трест инженерно-строительных изысканий» («АрхангельскТИСИЗ»). На протяжении многих лет компания в качестве подрядчика осуществляла в акватории морского порта Архангельск работы по промеру глубин причальных зон, которые использовались заказчиками для паспортизации, освидетельствования причалов и ежегодного предоставления капитану в целях контроля допустимых осадок судов. Как отмечают в тресте, все работы принимались без замечаний.
Однако в 2018 году капитан порта Архангельск вдруг ограничил круг компаний, от которых он готов принимать планшеты промеров глубин. «В фаворе» оказался только Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт». Соответствующие уведомления были направлены владельцам причалов и эксплуатирующим их организациям, среди которых - «Лесозавод 25», Архангельский траловый флот, МЧС России, «Красная кузница», Северное морское пароходство, Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат, Архречпорт и другие.
Главный довод капитана состоял в том, что у него как у должностного лица, в функции которого входит обеспечение безопасности мореплавания и стоянки судов в акватории порта, раньше были основания доверять результатам работ, выполненных другими компаниями, поскольку этот вид деятельности требовал наличия лицензии. Но вместе с отменой такой практики с 1 января 2017 года кончилось и доверие капитана.
ООО «АрхангельскТИСИЗ» обратилось с жалобой в Архангельское УФАС России. Как заключил антимонопольный орган, принимая от владельцев и пользователей причалов планшеты промеров глубин, капитан порта должен удостовериться только в том, что эти работы выполнены в соответствии с технологией, утвержденной Минтрансом РФ. Других требований к организациям законодательством не установлены, а значит, выполнять их могут любые юридические лица и предприниматели.
Как пояснил руководитель Архангельского УФАС Денис БУГАЕВ, действия капитана морского порта Архангельск, связанные с ограничением круга исполнителей работ по промеру глубин, свидетельствовали о наличии признаков нарушения ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
«Капитану было направлено предупреждение, согласно которому он должен был устранить допущенное нарушение до 3 августа. Архангельское УФАС России попросило его уведомить владельцев причалов и эксплуатирующие их организации о том, что они вправе привлечь для выполнения работ по промеру глубин не только ФГУП «Росморпорт», но и любых других исполнителей, которые осуществляют данный вид деятельности. В установленный в предупреждении срок капитан порта сделал то, о чем его просил антимонопольный орган. Инцидент исчерпан», − заключил Денис Бугаев.
Справка «БК»
Промеры глубин производятся для выявления рельефа дна и, в частности, имеющихся в русле водного источника препятствий для судоходства (мелей, камней и пр.). Предоставление этой информации капитану морского порта способствует обеспечению безопасности движения судов. Капитан морского порта ежегодно доводит до сведения мореплавателей и операторов морских терминалов данные о фактических глубинах в акватории и у причалов, а также о проходных осадках судов. Без промеров глубин причалы использоваться не могут.