Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 17.03.2017 22:28:15
Предварительный отбор подрядных организаций, которых будут допускать к проведению капремонта многоквартирных домов в Архангельской области, прошли 50 компаний, из них право заниматься непосредственно ремонтными работами подтверждено у 35-ти. Для региона, в котором на капремонт в этом году планируется потратить 1,5 млрд рублей, такое количество потенциальных участников аукционов – мизер.
Регион ведет реестр квалифицированных подрядных организаций по четырем видам работ: капремонт; оценка технического состояния и проектирование капитального ремонта; строительный контроль; ремонт и замена лифтов. По последним двум количество компаний явно недостаточное – всего три-четыре организации, что позволяет участникам договориться и спокойно разделить заказы заранее. Без конкуренции, без снижения цены.
«Сегодня главный вопрос стоит так: насколько разогрет интерес строительных компаний к проведению капитального ремонта?» – заявил на II ежегодном форуме управляющих компаний, прошедшем в Архангельске 16 марта, директор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области Александр БАРАЕВ. По его словам, число участников отбора явно недостаточное, поэтому следует призвать подрядные организации активнее участвовать в данной процедуре.
По оценкам экспертов, из 50 компаний, включенных в реестр, реальными участниками аукционов могут стать около 60%. Кроме того, 14 организаций зарегистрированы за пределами нашего региона, а значит, наверняка будут лишь прослойкой между заказчиком и реальным исполнителем работ.
Отбор подрядных организаций контрактное агентство Архангельской области начало в октябре прошлого года, сейчас проходит дополнительный отбор. Одно из препятствий для подрядчиков – это наличие не менее трех контрактов по капитальному ремонту домов за последние три года, причем минимальная сумма договоров рассчитывается в процентах от указанной в свидетельстве СРО.
«Пока мы не можем учитывать опыт проведения строительно-монтажных работ, хотя позиция в этом вопросе неоднозначная, – отметил Александр Бараев. – У нас есть разъяснения Минстроя РФ, согласно которым учитывать контракты на строительство можно. Областное контрактное агентство трактует постановление Правительства РФ №615 иначе – примать во внимание только опыт выполнения работ по предмету отбора. Дополнительно Фонд капремонта направил запрос в Архангельское УФАС, до получения ответа ничего меняться не будет».
В случае успешного прохождения процедуры организация включается в реестр на три года. Кроме реестра субъекта будет вестись сводный федеральный реестр квалифицированных подрядных организаций. Со списком можно ознакомиться на сайте dvinaland.ru в разделе «Справочник документов». Оценить, насколько система единых критериев отбора окажется эффективной, можно будет не менее чем через два года. Сначала из перечня выйдут компании, которые попадут в реестр недобросовестных, – таким образом, сформируется пул фирм с хорошей репутацией. И только тогда можно будет заявлять о том, что собственники застрахованы от недобросовестных подрядчиков при капитальном ремонте.
В 2017 году региональный фонд капремонта должен отремонтировать 480 домов. На эти цели будет направлено более 1,5 млрд рублей. Кроме этого, в 2017-2018 годах предусмотрена замена 300 лифтов на общую сумму 542 млн рублей. Однако пока результаты работы фонда далеки от идеальных. Так, в прошлом году удалось отремонтировать только 75% домов от числа запланированных, а по видам работ план выполнен на 82%. В региональном правительстве эти данные оценивают как «крайне низкие». Что же мешает выполнять капитальный ремонт в срок?
По словам Александра Бараева, главные проблемы лежат на поверхности: неготовность домов к проведению ремонтов, отказ допускать подрядные организации к общему имуществу собственников, отсутствие дефектных ведомостей, требования дополнительных документов, не регламентированных законодательством. Нередки случаи, когда собственники даже не знают о проводимом ремонте, а их участие необходимо при приемке выполненных работ. Все это говорит о слабой заинтересованности управляющих организаций в том, чтобы контролировать подрядчиков и помогать собственникам в организации этого процесса.
Ответные претензии озвучила директор управляющей организации ОАО «Жилищно-коммунальный комплекс» (г. Северодвинск) Ольга ВАРЗУНОВА: «В 2016 году из 20 домов, включенных в региональную программу капремонта в Северодвинске, работы завершены только в восьми. Так, в одном из домов к отопительному сезону не удалось запустить систему отопления – подрядчик не успел заменить батареи. Очень много нареканий к фасадам: из-за того, что должным образом не проводится глубокая очистка, они и года не держатся. Хорошо, есть грамотные собственники, которые заказывают экспертизу: она покажет, соблюдалась ли технология производства работ».
Ольга Варзунова подняла проблему детального обследования домов сталинской застройки. После обрушения «сталинки» на проспекте Ленина, 5, в 2012 году собственники регулярно оплачивают проведение детальных экспертиз. Без этого, по мнению Варзуновой, капитальный ремонт дома не спланировать. Между тем законодательно закрепить эту обязанность в областном законе о капремонте не удалось – поправка была отклонена.
«Сейчас фонд капремонта все же стал самостоятельно проводить обследования, а уже проведенные исследования, оплаченные на средства собственников, фонд не принимает. Получается, люди тратят деньги два раза, а результат этих экспертиз практически один и тот же», – добавила Ольга Варзунова.