ИМИДЖ-ПРЕСС. Фото vk.com/otkrytiiarkhangelsk и из архива редакции | 26.05.2023 08:27:23
«Бизнес-класс» совместно с Алексеем КУВАКИНЫМ, советником губернатора Архангельской области по вопросам экологии и ТКО, продолжает новую рубрику, посвящённую Году экологии. Сколько лет в действительности потребуется на проведение реформы в сфере обращения с ТКО? И что говорят об этом опросы Минприроды России?
Провести «мусорную» реформу в стране за 3-5 лет – это возможно. Такое мнение я услышал совсем недавно. Причём прозвучало оно как из уст эко-активистов, так и некоторых чиновников, отвечающих за этот вопрос. И вроде был вполне согласен с таким утверждением. Ведь «велосипед» уже изобретён, многие страны прошли аналогичный путь и набили все возможные шишки. Нам лишь нужно учесть их опыт, обойти все острые углы и за пять лет «пробежать дистанцию», которую они преодолели за тридцать.
Но чем глубже я погружался в суть системных изменений, тем больше убеждался: «мусорная» реформа в России будет так же продолжительна по времени, как и везде. И вот почему.
Да, имея материальную базу, физически можно за несколько лет построить инфраструктуру по сбору, сортировке и переработке отходов, а также для захоронения (либо сжигания) неперерабатываемых «хвостов».
Но основа успеха структурных изменений в системе обращения с отходами состоит не только и даже не столько в этом, а в перевороте в сознании населения, которое в дальнейшем должно полностью поменять своё отношение как к образованию ТКО, так и к экологичному подходу к их утилизации.
Примерно год назад Минприроды РФ провело на своём сайте опрос среди населения об отношении к раздельному сбору отходов, являющемуся основой для построения системы максимального вовлечения бытового мусора во вторичный оборот.
Вот его результаты:
93% опрошенных согласны с тем, что отходы нужно сортировать;
70% считают, что сортировка отходов поможет раздельному сбору отходов в целом;
69% готовы сортировать отходы для их дальнейшей переработки, если контейнеры для раздельного накопления будут находиться рядом с домом;
39% регулярно сортируют отходы.
Если не принимать во внимание тот факт, что организованное на сайте Минприроды голосование привлекло в большинстве своём неравнодушных к экологии, активных граждан, то можно сделать следующие выводы:
1. Население знает об экологическом вреде, который наносит мусор.
2. Люди согласны с тем, что для переработки отходов их сначала нужно отобрать и сложить в отдельный контейнер.
3. Готовых заниматься сортировкой, при условии, что им будут созданы все условия, уже на 25% меньше.
4. Сейчас сортируют мусор заметно меньше половины граждан России.
Что ещё смущает в опубликованных данных (такие опросы, кстати, проводятся разными структурами, в том числе и в Архангельской области):
1. Люди склонны давать социально одобряемые ответы, особенно по сложно воспринимаемым в обществе темам, к коим относится экология. А потому в теории у нас 40% сознательного населения, сортирующего отходы, а на практике 3-5% тех, кто реально этим занимается.
2. Сортировка отходов – это ведь не только разделение мусора дома. А на работе? А в общественном месте? А в парке? А просто на улице? И все ли члены домохозяйства сортируют мусор одинаково?
3. Что включает в себя ответ «сортирую»: разделение на «сухие» и «мокрые» отходы или просто сбор макулатуры, для школы например?
Кроме того, отвечая на подобные вопросы, респонденты едва ли понимают их суть и предложенные варианты ответов одинаково.
К сожалению, фривольная интерпретация подобных данных формирует социальный конфликт: население как бы готово к ответственному отношению к природе, а государство не предоставляет возможности. Но так ли это?
Обратимся к повседневности.
Одним из передовых субъектов РФ по развитию системы грамотного обращения с отходами является Москва. Там сделаны отвечающие требованиям площадки для сбора ТКО, на которых установлены контейнеры разных цветов для разделения отходов на «сухие» и «мокрые». Однако если посмотреть, что фактически находится в этих контейнерах, то станет понятно: большинство жителей столицы не видят разницы и используют их как ёмкость для смешанного мусора. Такую же картину можно наблюдать и в крупных торговых центрах, аэропортах, где стоят специальные урны с секциями для стекла, пластика и трэша.
Трудно заставить рядового горожанина, который никогда не думал о разделении отходов, сделать это одномоментно. И материальный стимул в данном случае не будет принципиально влиять на вовлечение граждан в процесс, ведь средняя по стране плата за эту услугу в месяц составляет около 100 рублей с человека, а экономия – не более 40 рублей.
Перевернуть отношение к этому вопросу сможет лишь осознание экологического вреда, который в конечном итоге ударит по каждому из нас, если мы не прекратим производить неперерабатываемые отходы в прежних количествах. Избежать штрафов за нарушение правил разделения отходов дома, норм по их размещению в контейнерах / урнах тоже не получится. Поднимать тему изменения потребительского поведения в этот раз даже не буду, так как это отдельный и очень объёмный аспект «мусорной» проблемы.
Любое реформирование – движение по спирали. Проходя по кругу проблем, поднимаясь выше и выше, нам нужно будет устранять недочёты и ошибки на многих направлениях. В нашем случае потребуется изменить нормативно-правовую базу, создать современную инфраструктуру для сбора и сортировки отходов, построить предприятия по их переработке во вторичную продукцию или для утилизации. Отдельное и обязательное направление – изменение мировоззрения граждан.
«Перескочить» виток этой эволюционной спирали не получится. Если такое произойдёт, мы достаточно быстро увидим «результат» в виде мусорных завалов на контейнерных площадках городов, и нам придётся возвращаться на исходную, чтобы исправлять допущенные ошибки.