Людмила СЕЛИВАНОВА | 01.02.2019 21:37:31
Состояние лифтового хозяйства России вызывает опасения. По данным Министерства строительства и ЖКХ РФ, 440 тысяч лифтов в многоквартирных домах требуют безотлагательного ремонта, причем около 30% исчерпали свой срок эксплуатации. Это четверть лифтового хозяйства страны.
«Десятки миллионов людей ежедневно рискуют жизнью, вынужденно пользуясь лифтами, которые не соответствуют современным требованиям безопасности», – отмечает руководитель комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое РФ Сергей ЧЕРНЫШОВ.
Между тем большие надежды возлагаются на программу по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов (МКД), когда за счет собственников региональный оператор аккумулирует финансы, в том числе и на замену лифтового оборудования.
В домах Архангельской области около 2,5 тысячи лифтов, и их состояние, по словам директора Фонда капитального ремонта Александра БАРАЕВА, еще несколько лет назад стало удручающим: в 2012-2013 годах наш регион попал в число субъектов с наихудшими показателями – износ лифтового хозяйства превышал 70%. В феврале 2020 года вступит в силу технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов», требующий замены старых (25 и более лет) и не соответствующих нужным параметрам образцов.
«Есть две формы накопления денег на капремонт своего дома, – напомнил Александр Бараев. – За «общий котел» – один банковский счет для всех домов – отвечает региональный оператор. Также собственники могут накапливать деньги только для своего дома, на спецсчете. В этом случае капремонт они должны организовать самостоятельно».
В домах, за которые отвечает фонд, исчерпали срок службы и подлежат замене около 900 лифтов.
«Это объекты, которые по новому регламенту могли бы остановиться в 2020 году. За прошедшие два года мы заменили 605 из них, сейчас заключен контракт на 220. Во втором полугодии выйдем на аукционную процедуру, чтобы заменить еще 50-70 единиц. Таким образом, фонд свои обязательства перед собственниками исполнит», – поясняет Александр Бараев.
Гораздо сложнее обстоят дела с домами на спецсчетах. По предварительным оценкам фонда, в этих «обособленных» зданиях 900 лифтов не соответствуют регламенту Таможенного союза. Если через год, когда он вступит в силу, законодательство не поменяется, их отключат.
«Собственники сами должны принять решение. Лифты – дорогостоящий механизм. Стандартный вариант – 9 этажей, 9 остановок – стоит свыше 2 миллионов рублей. Для пятиподъездного дома это более 10 миллионов. На сегодня ни у одного дома таких денег не накоплено. В Архангельскую область поступило предложение от Общественного совета при Минстрое РФ по замене лифтового хозяйства с рассрочкой платежа. В прошлом году такой пилотный проект запустили в Москве.
Схема следующая: 30% аванс, 20% стоимости выплачивается после завершения работ и 50% – в рассрочку на пять лет. Фонду предложили изучить пожелания собственников. Мы отправили уведомления и анкеты, чтобы узнать, кто готов принять этот вариант. Но за последние два месяца поступили лишь четыре заполненные анкеты (на 4 дома)! То есть в большинстве своем собственники домов «на спецсчетах» либо игнорируют предложение, либо не хотят предпринимать никаких действий», – объяснил директор фонда.
Еще один камень преткновения «лифтовой программы» в нашем регионе – нехватка специалистов. Фонд по результатам аукционных процедур подписывает контракты с подрядными организациями, которые, в свою очередь, заказывают лифтовое оборудование и приглашают монтажников.
«У нас в основном работают представители Украины, Армении и Азербайджана. К сожалению, в Архангельске мало своих специалистов по лифтовому оборудованию. Есть одна организация – «Норд лифт», которая держится на плаву благодаря мудрости руководства, сохранившего персонал со времен Советского Союза. Но эти опытные сотрудники работают в основном на новостройках, промышленных объектах – у них определенный сегмент в Архангельске. Наши объемы, к сожалению, им не под силу. К дефициту мастеров привели различные реформы профтехобразования. К тому же в Архангельске никогда не готовили лифтовиков, да и в других регионах специальность эта – штучная», – отмечает Александр Бараев.
По словам директора Фонда капремонта, все сданные в эксплуатацию лифты проходят многоступенчатую проверку. В 2017 году, после целого ряда несчастных случаев, связанных с неисправными лифтами, контроль в этой сфере вернули Ростехнадзору. Подпись специалиста Ростехнадзора в акте приемки лифта в эксплуатацию – последняя и, по сути, главная. Раньше такую функцию возлагали на независимые экспертные организации по лифтовому хозяйству, в основном из Москвы и Санкт-Петербурга.
«В 2017-м еще одна проблема заключалась в том, что постановление Правительства РФ, вернувшее Ростехнадзор в систему контроля, обозначило также дополнительные требования к персоналу управляющих компаний и обслуживающих организаций: лифтерам, ответственным за лифтовое хозяйство, механикам нужно было сдавать специальные экзамены, подтверждать квалификацию. Сложно было не лифт Ростехнадзору сдать, а обеспечить соответствие этим новым требованиям», – вспоминает директор Фонда капремонта.
В 2018 году подоспела другая неприятная ситуация: монтажники, не договорившись с теми, кто их пригласил, покидали объекты. В пяти архангельских домах вместо 70 дней монтаж затянулся до 120.
«Мы не в силах впрямую повлиять на ситуацию – можем только требовать соблюдения графика, писать письма, выставлять штрафы… Но дело ведь не в штрафах, которые заплатит подрядчик, а в том, чтобы избежать затягивания сроков работы и свести к минимуму неудобства для людей. Ситуацию удается разруливать, привозя других специалистов на «брошенные» объекты, но, повторюсь, сегодня монтажников, готовых ехать на Север, – дефицит. Им гораздо интереснее отработать по точно такой же программе в средней полосе России», – заключил Александр Бараев.
Мнение
Дмитрий КУЗНЕЦОВ, начальник монтажного участка АО «Норд лифт монтаж»:
– Монтирование и обслуживание лифтов – узкая специализация. В стране осталось три или четыре центра, которые могут обучать таких специалистов. Идут в эту отрасль немногие. Условия сложные, к тому же ужесточились правила аккредитации: свои знания и умения необходимо подтверждать в Центре оценки квалификации. В Архангельске во времена СССР было много предприятий, связанных со строительством, – СМУ, мощные домостроительные комбинаты, при которых обучали специалистов по монтированию лифтов. И хотя та школа еще осталась, в городе сложно найти педагогов, которые могут работать с молодежью. Вот и приходится нанимать приезжие бригады. Нареканий к ним, насколько я знаю, много, но Архангельская область выставляет действительно очень высокие требования в части монтажа и сдачи лифтов.