ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Воскресенье, 22 декабря, 2024 05:03

Власть и самоуправление


Александр ИВАНОВ | 24.07.2019 16:11:11
Власть и самоуправление

«Попечение и распоряжения по городскому хозяйству и благоустройству предоставляются городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением – Губернатору, на точном основании правил настоящего Положения». С этих слов начиналось «Городовое положение», утвержденное летом 1870 года в начале земской реформы – одной из либеральных реформ Александра II, создавшей систему местного самоуправления сначала в 34 губерниях, а потом и повсеместно. У местного самоуправления в России юбилей – 155 лет.



В Архангельской губернии губернские, уездные и волостные земские учреждения избирались только осенью 1917 года, одновременно с выборами в Учредительное собрание. Но в столице губернии городская дума, городская управа и городской голова, избираемый из числа гласных городской думы, в соответствии с Городовым положением приступили к работе в начале 1871 года. 

Земское самоуправление ликвидировало сословный принцип избрания гласных (депутатов), получило собственные права, полномочия и ответственность, собственные источники финансирования своего скромного бюджета – земские сборы. Земствам в короткие сроки удалось создать систему начального образования и местного медицинского обслуживания, уездную почту, внедрить страхование и земскую статистику. Земство и развитая им российская кооперативная экономика стали основным источником обеспечения армии продовольствием, фуражом, амуницией, полевой и тыловой медициной в 1-й мировой войне. В Архангельске земское самоуправление построило городской водопровод, пустило первый в России автобус и самый северный трамвай.

Земства постепенно политизировались, становились либеральной оппозицией власти. В 1906 году губернские земские собрания даже получили право выбирать членов Государственного совета. Но вот незадача! Как только земство вплотную приближалось к реальному участию в формировании органов государственной власти, как тут же возникали ограничения в его работе. Александр III увеличил имущественный ценз для выборщиков и гласных, а с 1890 года было усилено сословно-дворянское присутствие в земствах. 

Земские активисты постоянно добивались создания волостных земств, поскольку волость являлась сословной крестьянской единицей и не включала расположенные на ее территории земли дворян и представителей средних сословий. Это позволяло исключить сословность из волостных земских учреждений, а выборы проводить без имущественного ценза, и не выборщиками, а тайным голосованием. 

Петр Столыпин, понимая необходимость демократических реформ в стране, сумел провести закон о волостных земствах в III Государственной думе в 1911 году, но не успел его реализовать. А в 1914-м новое правительство организовало отклонение этого закона Государственным советом. Потом пришла война, и только Временное правительство, отстаивавшее гражданское равенство, в мае 1917 года преобразовало крестьянскую волость во всесословную земскую и организовало избрание волостных земских учреждений.

Новые власти в 1920–1922 годах ликвидировали земское самоуправление. Губернские, уездные и волостные Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов стали управлять своими территориями. Вместо пресловутой сословности появилась классовость, земские сборы поменяли на дотации из вышестоящих уровней власти, а демократичные выборы и тайное голосование – на выдвижение единственного кандидата от «блока коммунистов и беспартийных» с проверкой итоговых протоколов избирательных комиссий в исполкомах и обязательной правкой этих протоколов под нужный результат. 

Наиболее склонные к самостоятельности волостные Советы и концентрирующие в себе местную «ненадежную» интеллигенцию Советы уездные были просто ликвидированы к 1930 году новым административно территориальным делением: область – район – сельсовет. На территории Архангельской области Постановлением ВЦИК от 15.07.1929 «О составе округов и районов Северного края и их центрах» вместо девяти уездов создали двадцать районов и несколько сотен сельских Советов. 

Сельсоветы попали в полную зависимость от соответствующего сельскохозяйственного (или иного) предприятия, а уезд раздробился на районы с райкомами КПСС и подчиненными ему директорами и парторганизациями предприятий, контролировавшими все ресурсы района. Районные Советы и их исполкомы не имели ни экономических, ни финансово-налоговых, ни ресурсных возможностей и о самоуправлении не могли и думать. Местное самоуправление стало нижним этажом вертикали государственной власти.

Сам выдвигался, избирался, был представителем райкома КПСС при избирательных комиссиях и все это лично проходил. С либерализмом и демократией в местном самоуправлении власть боролась. 

Есть некая иллюзия, что организованные после ликвидации Советов муниципальные органы наконец стали реальным местным самоуправлением. У нас в апреле 1998 года даже была ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления, ставшая высшим федеральным законом над иными законами о государственном устройстве России. Но «институциональная колея» делает свое дело, и страна опять возвращается в привычное имперское состояние с самодержавной вертикалью власти. 

Самостоятельность самоуправления стала досаждать власть предержащим. Особенно местное самоуправление второго уровня в муниципальных районах – в сельских и городских поселениях. Они обладают важными ресурсами (земля, муниципальная недвижимость), и не всегда их можно заставить «поделиться» этими ресурсами, в том числе лесными и рекреационными землями. 

Власти Московской области даже пошли на то, чтобы преобразовать муниципальные районы в городские округа, ликвидировав местное самоуправление в поселениях. Исчезли, например, Каширский, Мытищинский, Люберецкий муниципальные районы, на очереди остальные. Число органов местного самоуправления сократилось в десятки раз, дистанция от депутата до избирателя и от главы МО до жителя села выросла неимоверно. Федеральной власти надо бы вмешаться, и она вмешалась…

1 мая 2019 года принят Федеральный закон №78 «О внесении изменений в 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»». Вводится новый вид муниципального образования – муниципальный округ. Это несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления муниципального округа. Теперь не надо образовывать искусственные городские округа. Теперь можно муниципальные районы голосованием поселковых депутатов превращать в муниципальные округа с муниципальным управлением из центра муниципального округа – бывшего центра муниципального района.

Прошло ровно 90 лет, и государственная власть вновь готова, как и в 1929 году, а до этого в 1914-м, затоптать искорки «волостного» либерализма и демократии. Возможно, что и нашу область это не минует.

От редакции

Изменения, внесенные в федеральный закон о местном самоуправлении, могут существенно повлиять на расклад политических сил и в Архангельской области. Именно на уровне городских и поселковых советов депутаты сейчас решаются выступать против решений, принятых правительством региона и коллегами в облсобрании (Котлас), и даже отстаивать свои позиции в суде (Урдома).






Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей