ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Вторник, 17 декабря, 2024 14:36

Свет без субсидии: почему рыбакколхоз кредитует бюджет Архангельской области?


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото предоставлено Сергеем Самойловым | 02.12.2024 17:44:01
Свет без субсидии: почему рыбакколхоз кредитует бюджет Архангельской области?

Тепло и свет – едва ли не главное, без чего не может прожить человек. И труднее всего обеспечить эти элементарные блага цивилизации жителям удалённых сёл и деревень. В сложной ситуации оказались сегодня предприятия, производящие тепло- и электроэнергию в населённых пунктах побережья Белого моря, Мезенского, Лешуконского, Пинежского округов. По сути, в этом отопительном сезоне они кредитуют область, не получая бюджетных субсидий.


Большую часть объектов тепло- и энергоснабжения, в том числе муниципальных, в районах области эксплуатируют «Архоблэнерго» – крупная компания, находящаяся в собственности региона, и «Россети Северо-Запад». Однако остаётся и малая энергетика. К примеру, дочерняя компания рыбакколхоза «Беломор», созданная около 10 лет назад специально под эти цели, занимается производством электроэнергии в трёх деревнях Приморского района – Летняя Золотица, Пушлахта и Летний Наволок, где проживают в общей сложности около 300 человек. В Мезенском, Лешуконском, Пинежском и Котласском округах 60 котельных обслуживают предприятия из Группы компаний «ТСК».

Неполученные субсидии

Напомним, что цены на тепло и электроэнергию регулируются государством, а предприятиям-поставщикам из бюджета должна компенсироваться «дельта» – разница между экономически обоснованным тарифом и тарифом для потребителей.

samoilov.jpg«Точнее так: государство компенсирует нам убытки от этой деятельности. – рассказал «Бизнес-классу» председатель рыбакколхоза «Беломор» Сергей САМОЙЛОВ. – Каждый год мы утверждаем так называемую эффективную себестоимость электроэнергии, то есть валовую выручку, необходимую для того, чтобы просто безубыточно работать. О какой‑либо прибыли речи даже не идёт. Областное агентство по тарифам и ценам рассматривает наши расчёты и устанавливает тариф. На 2024 год экономически обоснованный тариф по нашим трём дизельным электростанциям составляет 93 рубля за один киловатт в час, тогда как населению мы предоставляем электроэнергию по 5 рублей за киловатт в час, а прочим потребителям – по 12 рублей. Разница, как видите, огромная. И её нам обязаны возмещать из бюджета».

Получается, что потребители дают предприятию лишь 4-6% необходимой выручки, остальное – доля бюджета. И с перечислением этих субсидий, по словам Сергея Самойлова, как минимум с марта 2024 года возникли серьёзные проблемы. По сути, предприятие кредитует областной бюджет, своими силами обеспечивая электричеством удалённые деревни.

Региональные власти выделяют средства на компенсацию убытков ресурсоснабжающих организаций, как только появляется финансовая возможность. Однако эти субсидии серьёзно задерживаются. На октябрьской сессии Архангельского областного Собрания депутатов прозвучала информация о том, что в бюджет 2024 года вносятся изменения: 1,3 млрд рублей направляется для сдерживания тарифов на тепло, электричество, газ и водоснабжение.

«Это позволит закрыть долги перед ресурсоснабжающими организациями по июль этого года. До конца года нам предстоит серьёзная работа, чтобы максимально рассчитаться с предпринимателями, работающими, прежде всего, в сфере энергетики», – подчеркнул председатель комитета областного Собрания по вопросам бюджета, экономики, финансовой и налоговой политике Игорь ГОДЗИШ.

То есть только в октябре было принято решение о погашении долгов по июль. На начало декабря, как уточнил Сергей Самойлов, конкретно приморскому предприятию перечислили компенсации по май включительно и на 20% сумму за июнь. При этом задолженность по субсидиям составляет около 10 млн рублей.

Новый потребитель

Между тем новым крупным потребителем электроэнергии в Летней Золотице стал одноимённый лодж-отель. К слову, отель предлагает немало программ для туристов – от наблюдения за белухами, морской рыбалки, поездок на собачьих упряжках до экскурсий на Соловки. Это очень хорошо для развития территории, но объект относится к категории энергозатратных.

Поначалу у отеля были свои дизель-генераторы, но затем руководители проекта через правительство области обратились к дочерней компании рыбакколхоза как к гарантирующему поставщику электроэнергии.

«Нам пришлось тянуть высоковольтную линию длиной около километра, подземную линию – переход через реку, покупать два трансформатора. Условия были такими, что 50 процентов затрат брал на себя заказчик и 50 процентов – областной бюджет. Но деньги‑то нам сначала найти нужно! Мы купили большой дизельный генератор на 260 кВт, потому что имеющихся ресурсов не хватало: максимальная их мощность на тот момент составляла 160 кВт, а у отеля планируемая нагрузка доходит до 200 кВт. Вот недавно, в октябре, его подключили, – продолжает Сергей Самойлов. – Заказчик вносил аванс и сейчас практически с нами рассчитался. А бюджет свою часть вернёт только в 2026 году – заложит в тариф. То есть опять же мы сработали в кредит».

Генератор пришлось приобретать рыбакколхозу, чтобы продать его своей дочерней компании в рассрочку сроком на 10 лет.

«А как иначе? Собственных финансовых резервов у нашего дочернего предприятия нет. И сейчас, не имея тарифа, позволяющего получать прибыль, предприятие каждый раз идёт за деньгами в рыбакколхоз. Мы посчитали, что только в течение десяти лет предприятие получит из бюджета нужную сумму на генератор в виде амортизационных отчислений в составе тарифа. Рыбакколхоз помогает энергетической компании и с завозом топлива. Сейчас она с колхозом ещё за прошлый отопительный сезон полностью не рассчиталась, а мы уже на этот сезон привезли 300 тонн – примерно на 30 миллионов рублей. На сегодня наши энергетики задолжали колхозу около 80 миллионов рублей, и в эту сумму, конечно, входит та самая недополученная бюджетная субсидия», – пояснил Сергей Самойлов.

Снова о квотах

А есть ли достаточные средства у самого рыбакколхоза? Предприятие имеет единственный источник заработка – это квота на вылов рыбы. А квота с каждым годом становится всё меньше, и тому есть несколько причин.

Первая объективная – сокращение запасов. Решения о совместном использовании запасов Баренцева и Норвежского морей на основе научных данных и исследований по-прежнему принимает специальная российско-норвежская комиссия. По прогнозам учёных, запасы рыбы здесь будут уменьшаться примерно до 2028 года.

Вторая причина – принятое несколько лет назад постановление Правительства РФ о «квотах под киль». При распределении квот преимущества стали иметь предприятия, строящие суда, о чём неоднократно подробно рассказывал «Бизнес-класс». Такие проекты под силу в основном крупным предприятиям. Например, уже три судна из заказанных четырёх получил на верфи в Выборге Архангельский траловый флот. Несколько рыбакколхозов Архангельской области объединились, чтобы построить ярусолов «Марлин». Рыбакколхоз «Север» в этом году достроил судно в Китае.

ship_murmansk.jpg

«Мы не могли зайти в эту программу, потому что входной порог изначально был очень высоким. Затем существовало требование построить именно крупнотоннажный траулер, что отдельному рыбакколхозу просто не нужно – судно не будет загружено. Также для участия в программе необходим достаточно большой объём собственных квот. В общем, под условия программы мы не подходим и при этом ценим свою самостоятельность как юридическое лицо, – пояснил Сергей Самойлов. – В результате, если в прежние годы рыбакколхоз имел около 1000 тонн квоты, то в этом году – лишь 500 тонн, а в 2025‑м останется, скорее всего, только 300. Тогда я смогу сделать всего один рейс продолжительностью примерно два месяца. Все остальные 10 месяцев буду вынужден стоять у причала. Кстати, стоянка судна обходится примерно в 1 миллион рублей в месяц, а зимой – ещё дороже. Получается замкнутый круг: с одной стороны, у меня требуют продолжать нести социальную нагрузку, а с другой – урезают единственную возможность заработать».

Социальная нагрузка

Вопросы энергоснабжения не единственная социальная нагрузка «Беломора». На своей территории он является ключевым работодателем: на рыбакколхоз вместе с дочерним предприятием приходится 65 рабочих мест.

Ещё один важный вопрос – содержание рыбопромысловых участков вблизи деревень, где местное население традиционно заготавливает водоросли, ловит сёмгу, горбушу, сельдь. Для жителей побережья это огромное подспорье.

«Участки существуют ещё с дореволюционных времён, в основном всегда были общественными и использовались по очереди… Сейчас они закреплены за колхозом договором эксплуатации до 2025 года. И вот на федеральном уровне приняли решение по всей стране эти участки выставить на аукцион. А если хотите продлить договор ещё на 20 лет, то должны заплатить сразу за весь этот срок. На Камчатке, Дальнем Востоке рыбные хозяйства сразу встали на дыбы! Там суммы исчислялись бы миллиардами рублей. В итоге государство вроде пошло навстречу – дали рассрочку на три года. Будем как‑то выкупать – для населения это очень важно. Для многих наличие промысловых участков и работы – единственный стимул оставаться жить в деревнях. Путёвки на промысел мы выдаём местным жителям бесплатно», – уточняет Сергей Самойлов.

kolhoz_belomor2.jpg


«Когда люди живут в городе и у предприятия, где они работают, появляются проблемы, они довольно легко могут найти другое место или ездить на работу в соседний город. У нас же – как будто острова между морем и лесами… Если рыбакколхоза не будет – людям куда?»

Таким образом колхоз берёт на себя дополнительные, пусть и не такие огромные, как на Дальнем Востоке, затраты на оплату биоресурсов и содержание штатной единицы. Но и это ещё не всё.

«В деревнях постоянно что‑то нужно сделать: то дорогу отремонтировать, то мост, то причал штормом разрушило… Школе оказываем спонсорскую помощь – например, с доставкой свежих фруктов. Кстати, это проблема не только межсезонья: продукты в магазины и летом доставляют с перебоями. Поэтому рассматриваем возможность приобрести небольшое грузовое судно, чтобы и себе привозить необходимые масла, запчасти, стройматериалы, и продукты для населения. Мы готовы нести социальную нагрузку, но надеемся на встречные шаги со стороны государства», – подчеркнул председатель рыбакколхоза «Беломор».

Возможны варианты

В министерстве ТЭК и ЖКХ Архангельской области конкретных сроков перечисления субсидий не называют, но дают понять, что из-за сложностей с наполнением бюджета задержки продолжатся. По мнению Сергея Самойлова, есть меры, которые в такой ситуации региональная власть может предпринять. Во-первых, вновь поднять на федеральном уровне проблему распределения квот.

«Считаю, что резерв есть, поскольку в целом по стране года уже, наверное, четыре квоты не используются полностью и перераспределяются на следующий период. Во-вторых, с такими предприятиями, как наше, можно заключить – назовём его так – социальный договор. Такой механизм возможен. Вернёмся к теме промысловых участков. Мы должны будем заключить с субъектом Федерации, то есть с Архангельской областью, договор о социальном участии, в рамках которого рыбакколхоз внесёт деньги и получит участки в дальнейшее пользование. Как я уже говорил, эти участки нам прибыли не приносят. Но важен сам инструмент: допустим, Федерация добавит нам определённый объём квот, то есть предоставит ресурс, а мы примем на себя конкретные социальные обязательства по обеспечению жизни местного населения – завозу топлива, продуктов, содержанию школы и так далее. Мы подпишем такой документ с радостью», – отметил Сергей Самойлов.

Собственно, так и была организована жизнь рыболовецких колхозов и населённых пунктов в советские годы. Только тогда квот не выделялось, государство приобретало рыбу у колхозов по хорошей цене.

Предприятия малой энергетики не могут допустить перебоев с теплом и светом, не считают целесообразным отстаивать свою правоту в суде – ведь денег в областном бюджете от этого не прибавится. Но порядок перечисления субсидий закреплён договором, и вторая сторона также обязана его исполнять. Тем более что речь идёт о действительно жизненно важном вопросе и благополучии людей.

Комментарий

Владимир ХРОМЦОВ, генеральный директор группы компаний, в которую входят ООО «Мезенская теплоснабжающая компания» и ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания»:

hromcov.jpg– Наши предприятия эксплуатируют объекты теплоснабжения на территории четырёх районов Архангельской области: Мезенского, Лешуконского, Пинежского и Котласского. Мы выполняем весь комплекс работ по обслуживанию котельных – всего их порядка 60. Для нас это основной вид деятельности.

Предприятия являются субъектами естественной монополии, а цены на тепло регулирует государство. Естественно, в них не закладывается сверхмаржинальность. Можно сказать, что речь идёт об эффективной себестоимости тепла. Субсидия из областного бюджета покрывает расходы, которые несут наши предприятия для обеспечения надёжного теплоснабжения.

На сегодня нам полностью выплачены субсидии за прошлый отопительный период. Все котельные мы планово подготовили к зиме, завезли топливо, в том числе на самые удалённые объекты. Инвестиционные обязательства предприятиями также выполнены. Новый отопительный сезон начали вовремя.

Сейчас некоторая напряжённость с получением субсидий есть, за сентябрь – ноябрь средства пока не перечислены. Но мы надеемся, что вскоре ситуация нормализуется. Конкретных сроков нам пока не называли. Сейчас проблемы существуют не только в нашей, но и в других отраслях экономики региона, и они органами власти постепенно решаются.






Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей