ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Среда, 20 ноября, 2024 08:44

Социология несостоявшегося концерта


Кирилл ФЕЛЬДМАН, эксперт «БК» | 15.03.2022 22:57:41
Социология несостоявшегося концерта

Вечер второго понедельника марта несколько сотен архангелогородцев провели совсем не так, как планировали задолго до наступления заветной даты: концерт Максима Галкина в драмтеатре не состоялся. О причинах отмены спорят. Одни утверждают, что вроде бы как решение было принято «где-то»: дескать, раз артист критикует действия власти в связи с украинским кризисом, то и выступать ему не судьба. Другие, и это официальная точка зрения, что граждане, недовольные политической позицией своего вчерашнего кумира, сами стали сдавать билеты – от разочарования, так сказать.


В целом это все напоминает московскую историю времен перестройки. Тогда авторская, или бардовская – кому как больше нравится – песня, вышедшая из ведомственных домов культуры и летних слетов на природе, была едва ли не популярнее, чем Алла Пугачёва. Был запланирован большой концерт группы бардов на стадионе в Лужниках, но в какой-то момент его отменили. Когда граждане – недовольные – пошли сдавать билеты, то в кассах им объясняли, что администрация тут ни при чем: отказались сами организаторы, чем ввели Лужники в большой убыток. Истину тогда, кажется, так и не удалось установить.

В нашей местной истории со знаменитостью нынешней обе версии имеют право на существование. С одной стороны, уже несколько лет, как в разных уголках страны появилась практика отменять концерты артистов, критикующих власть. С другой – значительная часть граждан России поддерживает действия власти на Украине, и с учетом накала страстей такие граждане вполне могли из разряда поклонников перейти в разряд идейных противников вчера еще любимого Галкина.

В начале февраля – тогда еще ничего не случилось, но, что называется, в воздухе пахло грозой – директор Левада-центра Денис Волков в интервью сказал, что за возможный конфликт на Украине большинство россиян склонны возлагать ответственность на Америку. Люди считали, что украинское руководство что-то замышляет против ДНР и ЛНР, а Россия должна защищать русскоязычное население этих тогда еще непризнанных республик. И это – несмотря на боязнь боевых действий. То есть Левада-центр, даром что внесен Минюстом в реестр иноагентов, фиксировал довольно высокий уровень поддержки гражданами России еще только предполагавшихся шагов наших властей.

В феврале одобрение действий Владимира Путина на посту президента России, по данным того же Левада-центра, достигло 71% по сравнению с 63% в октябре прошлого года. Это, конечно, не такой впечатляющий рост, как отмечался после «Крымской весны»: в 2014–2015 годах число одобряющих действия подскочило до рекордных 86–89% со скромных 61% осенью 2013го.

Из опрошенных в феврале 2022-го 52% считают, что дела в стране в целом идут в правильном направлении – в ноябре 2021-го таких было 46%. При этом увеличения числа тех, кто принял бы участие в протестных акциях, не происходит. О готовности заявить о своих экономических требованиях в феврале нынешнего года говорят 23% (в августе прошлого года было 24%). Потенциал политических протестов и того меньше: 18% в феврале 2022го против 19% в августе 2021-го. И действительно: митинги, состоявшиеся в нескольких крупных городах России и сопровождавшиеся жесткими задержаниями их участников, были сравнительно немногочисленными.

Рост поддержки действующего президента фиксирует не только Левада-центр, который власти официально признали организацией, выполняющей функции иностранного агента, но и другие социологические службы. Поэтому поверить, что среди архангельских поклонников Максима Галкина действительно нашлись те, кто сдал билеты в знак несогласия с его политической позицией, нетрудно.

Другое дело, что количественная социология фиксирует нынешнее отношение населения к ситуации, но достоверных прогнозов «на завтра» не дает. Поддержка поддержкой, а страх перед этим «завтра» в обществе чрезвычайно велик. Лучшим индикатором этого является так называемое «потребительское поведение» граждан. «Сбериндекс» приводит данные о резком всплеске покупательской активности: население бросилось спасать сбережения в товарах. Только за первую неделю марта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи бытовой техники и электроники выросли в два с лишним раза. По автомобилям и запчастям – на 84,6%, по мебели – на 78,8%, а по прочим непродовольственным товарам – на 48,9%. Масштабы продаж легче всего оценить в сравнении с продовольствием: рост спроса вроде бы «всего» на 16,9%, а сахар, горох, крупы и консервы граждане выносят из магазинов порой быстрее, чем успевают подвозить новые партии.

Может быть, некоторые поклонники Максима Галкина посчитали 20–30 килограммов сахара более выгодным инвестиционным вложением в ближайшее будущее, чем положительные эмоции от встречи с любимым артистом, и с тяжелым вздохом пошли сдавать недешевые, прямо скажем, билеты?

Попытки некоторых экономистов объяснить людям, что ажиотажный спрос лишь ускоряет переписывание ценников, бесполезны: люди в состоянии, близком к панике, не склонны прислушиваться к рациональным объяснениям. Можно десять раз повторить, что сахара в урожайные годы нам хватает не только для внутреннего потребления, но даже для экспорта – это никак не убедит их отказаться от «затаривания» на годы вперед. Тут работает не логика, а историческая память. Практически в каждой семье есть те, кто помнит очереди в магазинах в 80е, талоны на все, начиная с того самого сахара и заканчивая алкоголем, хотя уж спирт в нашей стране всегда производился в достатке – как в советские времена, так и сейчас.

Что уж говорить о попавших под санкции смартфонах и бытовой технике, обуви и одежде… Российский рынок спешно покидают торговые марки, в том числе – вполне бюджетные, составлявшие основу гардероба людей со средним достатком. На неопределенный срок приостанавливают работу в нашей стране всемирно известные сети: IKEA, ОBI и другие. McDonald`s и тот вроде бы уже объявил о закрытии своих ресторанов… Даже там, где никаких ограничений не введено и не предполагается, закупаться вынуждают начавшиеся перебои с поставками: лекарства, например, хроникам нужны постоянно, никакие патриотические порывы не помогут преодолеть гипертонический криз, например, если до него дело дойдет из-за отсутствия необходимых таблеток.

Пока существенно сдержавшим ажиотаж фактором оказались действия Центрального банка, «рывком» увеличившего ключевую процентную ставку до 20% и создавшего тем самым мощный стимул для возврата наличных на депозиты. В результате только за первые дни после повышения доходности вкладов граждане принесли в банки триллионы. Но как долго этот эффект продержится, зависит от роста цен: если у граждан закончатся деньги в карманах и на текущих счетах, начнется массовое расходование депозитов, и эти триллионы «выплеснутся» в экономику, только ускорив дальнейший рост цен.

Тревогу испытывают не только одинокие пенсионеры, чье выживание зависит от цен на капусту в розничной торговле. Тех, кто пока продолжает трудиться, беспокоит индексация зарплаты в соответствии с этим ростом цен и, в конечном счете, сохранность их рабочих мест. А счастливые владельцы новой бытовой техники уже начинают задумываться: что делать в случае поломки?

Социология несостоявшегося концерта Максима Галкина не может снять эти тревоги, не может дать ответы на волнующие вопросы. И, к сожалению, приходится вспомнить, что несостоявшийся гала-концерт бардов в московских Лужниках тридцать лет назад ничего не решил, никому не помог, ситуацию не спас: произошло то, что произошло.

Y_izbrannoe.jpg





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей