ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 20 января, 2025 06:02

Шиес и Канторович


Александр ИВАНОВ, эксперт «БК» | 23.10.2018 16:17:53
Шиес и Канторович

Леонид Витальевич Канторович — один из тех вундеркиндов северной столицы, которыми славна история страны. В 18 лет стал аспирантом ЛГУ и профессором кафедры математики, а в 1975 году он и Андрей Сахаров получили Нобелевские премии: Канторович — по экономике, а Сахаров — за вклад в дело мира. За полвека существования номинации «экономика» Канторович — единственный гражданин нашей страны - лауреат этой премии. К сожалению, в России, где об экономике как науке общество не знает, не знаем мы и работ этого человека. А жаль!


Услышал я это имя на четвертом курсе АЛТИ, когда в курсовой по экономике пришлось решать «транспортную задачу Канторовича» при выборе места расположения рассчитываемого производства. Спустя годы, в Ленинграде на установочных лекциях нового семестра нам, заочникам, читал лекции по экономическому планированию один из учеников Леонида Витальевича. Учил он нас методикам линейного программирования при решении динамических задач оптимального и производственного планирования «по Канторовичу». Тонкости и расчеты я подзабыл, но последовательность этапов и содержание работ при начале любого бизнес-планирования помню.

Выбор места реализации бизнес-проекта — это набор множества критериев и ограничений, десятки предполагаемых мест и сведение всех этих показателей в систему линейных уравнений, решение которых выводит на оптимальный вариант. В любом экологическом проекте важнейшую роль играет набор ограничений. Например, запрет размещения токсичных отходов на территориях, имеющих высокий уровень грунтовых вод и в районах верховых болот, питающих реки. Через научно обоснованный выбор места (т. е. с расчетами «по Канторовичу») такие территории для размещения любых более-менее токсичных отходов не пройдут. К сожалению, я ни разу не слышал о применении научного подхода или научной экспертизы при подготовке или проверке инвестиционных проектов, получивших статус приоритетных в Архангельской области.

Получение такого статуса, дающего немалые льготы по платежам в областную казну, внешне весьма непросто. Надо пройти четыре стадии отбора. Вначале проект рассматривают областные чиновники, потом рабочая группа должна рекомендовать проект к внесению на комиссию, а комиссия — рекомендовать губернатору утвердить для проекта статус приоритетного. На самом деле все зависит от воли высшего должностного лица. Областные чиновники - не более чем оформители воли шефа, члены рабочей группы и комиссии - известные люди, подобранные по признаку лояльности к первому лицу, ну а первое лицо решает в строгом соответствии с политикой и волей Хозяина и его окружения, куда входит и мэр Москвы. Присвоение статуса стало одним из текущей череды фарсов, выдаваемых за управление областью.

Жаль местных ребят – членов комиссии и рабочей группы. Они хотели быть поближе «к телу», а их и их решения стали выставлять публично на суд земляков. Они, вменяемые люди, не заморачивались чтением документов, необходимостью экспертиз, не вдавались в экономическую, экологическую и социально-политическую эффективность инвестиций, не вникали в расчеты, быстренько принимая многомиллиардные заверения соискателей за подтверждение высокой значимости проекта. Ведь когда не вникаешь, легче вечером засыпать – ничто не мучает. И вдруг «засада»: народ почуял подвох и требует «вернуть все взад». Похоже, что с некоторых членов комиссии и рабочей группы спросится…

О высших должностных лицах отдельная история. Губернатор, чей родовой дом, по словам его жены, построен в Калининграде, и «член команды губернатора» госпожа Прокопьева - не свои для Архангельской области. «Никто не может служить двум господам: … одному станет усердствовать, а о другом не радеть» (Евангелие от Матфея, Гл. 6, стих 24.). Наши первые лица служат государству в лице президента, а не интересам населения. Служение подразумевает растворение своей воли в воле того, кому служишь. Интересы и воля государства не всегда соответствуют интересам населения Архангельской области. В прецеденте со станцией Шиес наши интересы с интересами государства разошлись.

Станция Шиес выбрана не по критериям экологической или экономической эффективности. Критерием служили скорость исполнения воли президента по ликвидации полигонов бытовых отходов под Москвой и наличие куска земли во владении железной дороги, которой поручено вывозить московские отходы. Под приказ президента небедной Москвой, возможно даже из федеральных источников, выделены немалые деньги, которые надо грамотно «освоить».

Никаких инвестиций в «край земли, конец географии» – Архангельскую область — делать не будут. Инвестиции пойдут в импортное оборудование подмосковных заводов, в оборудование транспортного узла в Шиесе и откаты. Инвестиции — это когда истраченные деньги «отбиваются» будущей прибылью. Область в этих делах финансами или имуществом не участвует, поэтому в инвестиционный процесс включена не будет. Может, и упадет что в социальную сферу с «барского плеча», но не более.

Наши первые лица, может, и неплохие люди, хорошие родители и товарищи, но управленцы они никакие. Их поставили блюсти Архангельскую область и в случаях несоответствия воли государства и населения решать проблемы «по-тихому», а они не справляются. Нельзя население постоянно держать за лохов. С нами надо тоньше и деликатнее. Мы отзывчивы на чужую беду и вежливый, умный разговор. Запустили бы эту тему пораньше и «по Канторовичу», глядишь, и хозяину, и населению угодили бы.

А наш президент только что, на заседании Валдайского клуба, который постепенно мигрировал с необустроенного Селигера в комфортабельный отель «Поляна 1389» в Сочи с ценой номера 13 400 – 62 400 рублей за ночь (пример грамотного «освоения» выделенных бюджетом средств на ставший хроническим форум), сказал: «Вы знаете, нас, когда я только пришел на работу после университета в органы безопасности и потом в разведку, всегда соответствующим образом воспитывали: если взялся за какое-то дело, какую-то работу, нужно заранее понять, с чем она связана. Или берешься, и тогда уже ты должен действовать аккуратно, не бесшабашно, не безответственно, оценивая все риски нужно действовать, но тогда ты не должен думать о личном самосохранении». Интересно, будет ли президент по этим принципам спрашивать со служащих ему и сможет ли?

С такими служащими можно и не успеть…





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей