Алексей МОРОЗОВ. Фото Николая Гернета | 23.11.2020 08:57:13
В Архангельске инициативная группа общественников подала ходатайство в облизбирком о возвращении прямых выборов в муниципалитетах. Однако избирком 12 ноября его не принял, сославшись на «ошибку в документах».
Как напомнил инициатор подачи ходатайства Юрий ЧЕСНОКОВ, архангелогородцы не единственные, кто желает вернуть прямые выборы глав районов и городов. Такие же процессы происходят и в других регионах, например, в Свердловской области и конкретно в Екатеринбурге, где отмена прямых выборов достаточно болезненно сказалась на обществе.
У нас с инициативой об их возвращении ранее выступали несколько фракций областного Собрания депутатов. Однако парламентское большинство в составе «Единой России» эту идею не поддержало.
Многие общественники и политики намерены продолжить борьбу, только как это сделать?
Стоит отметить, что тема возвращения прямых выборов мэров и глав МО в Архангельской области вновь оказалась на слуху незадолго до губернаторских выборов. Тогда такой лозунг выдвинул один из кандидатов – Юрий ШЕВЕЛЕВ. Предполагалось, что всех глав крупных муниципальных образований должны, как и раньше, выбирать жители.
И действительно, многие недоумевают: почему в Архангельске, Северодвинске или Котласе решение о том, кто будет главой, принимает какая-то «межведомственная комиссия» и местные депутаты? То есть утвержденный по такой схеме градоначальник по факту будет подчиняться не избирателям, а группе депутатов и губернатору, влияющему на принятие решений по кандидатам. Это очень напоминает советскую систему, по которой, например, председатель горисполкома утверждался партийными органами – обкомом и горкомом КПСС.
Напомним, данная муниципальная реформа была принята в Архангельской области не просто так. Ее авторство, по сути, принадлежит бывшему губернатору Игорю ОРЛОВУ, несколько лет конфликтовавшему с избранным мэром Архангельска Виктором ПАВЛЕНКО. Непокорный мэр никак не хотел уходить сам – более того, мог переизбраться на новый срок. А потому была придумана схема, по которой без повеления главы региона ему такая перспектива уже не светила.
По аналогичному пути пошли и другие муниципалитеты: в Коряжме вместо харизматичного и дважды избранного Валерия ЕЛЕЗОВА утвердили его зама по социальным вопросам Андрея ТКАЧА, в Северодвинске не дали пойти на «третий заход» Михаилу ГМЫРИНУ и отправили на должность главы министра образования и науки региона Игоря СКУБЕНКО, в Устьянском районе вместо не совсем покорного Дмитрия ГАЙДУКОВА прислали архангелогородца и чиновника областного правительства Алексея ХОРОБРОВА. И таких случаев немало.
Сам принцип независимости муниципальной власти этой реформой был поставлен под сомнение. Но и каких-либо серьезных протестов со стороны граждан не было, поскольку они и раньше-то на выборы не особенно ходили, уменьшив явку до 15-20%. Как раз именно явка и стала козырем в руках сторонников отмены выборов: мол, зачем вам избранный мэр или глава района, если вы сидите дома и не спешите голосовать? Мы вам сами тогда и назначим.
Параллельно с этим сразу несколько районов Архангельской области пожелали стать муниципальными округами, по факту укрупнившись и лишившись представительной власти на местах. Первым это сделал Каргопольский район, где, как отмечалось, наступил кризис в управлении и желающих стать депутатами и главами поселений становилось все меньше. С одной стороны, можно сказать, что оптимизация вполне полезна, но с другой – такая централизация отсечет активных людей, избиравшихся на уровне поселений и мелких МО. Теперь вертикаль выстроена так, что «мышь не проскочит», а пресловутый муниципальный фильтр оппозиционным партиям и кандидатам будет проходить еще сложнее.
Вслед за Каргопольским округом решил стать и Вилегодский район. И снова – сетование на «вымирание», отсутствие профессионалов в депутатском и чиновничьем корпусе... Так что укрупняемся и сокращаемся – таков тренд в муниципальных образованиях Поморья. Ну и глава округа тоже утверждается комиссией и депутатами, а не выбирается населением.
У идеи возвращения прямых выборов есть как сторонники, так и противники. Первые утверждают, что выборы и сменяемость власти – важнейшие принципы демократии, закрепленные в Конституции. Вторые считают, что в 90-е и «нулевые» нас перекормили выборами, и часто к власти приходили сомнительные личности, иногда даже с криминальным прошлым и настоящим. Однако кто даст гарантию, что неблагонадежных отсеет комиссия и депутаты, ведь и на этом этапе ошибки не исключены?
Самые странные выборы были в нашем регионе в мае 2008 года, когда на пост мэра баллотировались Виктор Павленко и Лариса БАЗАНОВА. По логике вещей, выигрывала именно Базанова, но тогда многие комментаторы говорили примерно так: «нам не нужен такой неподготовленный мэр». И фактически тогда, 12 лет назад, был сделан первый шаг к отмене выборов.
А в 2020-м уже ни Базанова, ни Александр ДОНСКОЙ, ни Николай КИСЕЛЁВ к власти бы прийти не смогли. Хорошо это или плохо? С точки зрения демократии и свободы – плохо, с точки зрения нынешней политической ситуации и вытоптанного политического поля – вполне нормально, выбирать особо некого. Вот и получается гордиев узел: вроде бы и вернуть надо возможность избирать, но как сделать эту систему совершенной, как не допустить спекуляций и лазеек для нечистоплотных политиков?
Думается, что выборы мэров и глав муниципалитетов в России вернутся. Другой вопрос – когда. Наверное, точно не завтра и не через год-два. А там посмотрим…