Кирилл ФЕЛЬДМАН. | 28.02.2023 11:38:01
В завершающемся феврале большой переполох вызвал «Рейтинг российских регионов по качеству жизни – 2022». Архангельская область, как писали, достигла антирекорда, опустившись с 72-го на 76-е место. Разница, на первый взгляд, невелика: двумя годами раньше наше место в таком же рейтинге было 75-м, до того – 74-м… В общем, как ни крути, не лидеры мы. Впрочем, это понятно и безо всяких рейтингов.
Принципиальное отличие в этот раз одно: наша область впервые вошла в последнюю десятку из 85 субъектов Федерации. О Луганской и Донецкой народных республиках, равно как о Херсонской и Запорожской областях, авторы рейтинга аккуратно пишут «н/д», что означает «нет данных». Что по нынешней ситуации и неудивительно. Про Поморье данных достаточно.
Правда, некоторые критики упрекают авторов подсчётов за непрозрачность методики. Это не совсем верно: её описание есть на сайте РИА «Новости». Показатели по каждому субъекту Федерации делятся на четыре группы — масштаба экономики, эффективности экономики, бюджетной сферы и социальной сферы. В качестве источников данных используются базы Росстата, а также ключевых федеральных ведомств. Дальше исходные величины определённым образом сравниваются, и получается то, что получается. Показатели на сайте перечислены, их значения общедоступны, кто хочет – может пересчитать.
Собственно говоря, ничего нового в этой методике нет, она применяется достаточно широко, что объяснит любой специалист по региональной аналитике. Вопрос о корректности исходных данных тоже не нов: не так давно мы говорили о средней зарплате медицинских работников в Поморье по версии всё того же Росстата и по версии сайта Архангельской областной клинической больницы. Расхождения, если кто помнит, получились довольно заметные.
Споры об объективности всяких рейтингов, безусловно, имеют право на существование. Так они и ведутся ровно столько, сколько сами рейтинги существуют. Вот буквально на днях появился индекс культурного капитала городов России от Высшей школы экономики. Прекрасная новость: Архангельск вошёл в пятёрку лидеров. Но по методике есть вопросы - судя по её описанию, речь идёт не о самом капитале, а о его востребованности.
Другое дело – стоит ли рейтинг качества жизни того переполоха, который он у нас вызвал. Если обсуждается рейтинг, например, университетов, то для них это не только вопрос престижа, но и инструмент повышения привлекательности. Чем выше позиция, тем выше будет интерес абитуриентов, а значит, можно и отбирать более сильных, и более высокую плату устанавливать. В некоторых других случаях польза для «хозяйствующих субъектов» не так очевидна. Скажем, один из авиаперевозчиков уверяет, что он – лидер по соблюдению расписания, другой – по сервису на борту. Но если ни тот ни другой рейсов из Архангельска не выполняют, их позиции в разнообразных красивых перечнях не имеют для нас ровно никакого значения: выбираем мы из того, что есть, да и ориентируемся чаще всего на тарифы.
С рейтингами субъектов Федерации дело обстоит сложнее. Когда мы говорим об эффективности государственного управления в субъектах Российской Федерации, требуется научно обоснованная оценка, осуществляемая экспертами с применением различных научных методов. Рейтинг эту задачу не решает, потому что необходимо не просто сравнивать регионы между собой, а по каждому из них сопоставлять достигнутые результаты с возможностями, которые имеют органы власти. Возможности же в разных субъектах Федерации могут отличаться весьма и весьма существенно. И это только одна сторона оценки, которая может быть названа объективной, научно обоснованной.
Но есть и другая сторона: соответствие достигнутых результатов общественным ожиданиям и потребностям. И это оценить гораздо сложнее. По сути дела, здесь речь идёт об оценке субъективной, о том, насколько граждане удовлетворены деятельностью региональных властей по решению социально-экономических и политических проблем. Для проведения такой оценки приходится использовать социологические методы – другого пока общественные науки предложить нам не могут. А уж исследования социологов могут успешно соперничать с отчётами Росстата по яростности критики, которую граждане обрушивают на объявленные результаты. Оправданно ли возмущение или нет – отдельный вопрос, который из области публицистики уходит в области не совсем точных наук. Но задачу субъективной оценки рейтинг регионов по качеству жизни тоже никак не решает, потому что в соответствии с заявленной методикой он опирается на статистические данные, а мнение граждан никак не учитывает.
Региональные рейтинги могут иметь политическое значение, но не для нас с вами, а для чиновников, зависимых от оценки их деятельности федеральным центром. Правда, в этом случае важность уровня в очередном ранжированном списке преувеличивать тоже не стоит. Сколько раз предшествующий губернатор Поморья оказывался в самом низу такого списка? Сколько раз его недоброжелатели потирали руки и говорили «завтра снимут»? Кажется, ровно столько, сколько лет он нашей областью руководил.
С социальной точки зрения значимость продукции аналитиков тоже не очевидна. Если нами овладеет охота к перемене мест, которая, как известно из классики, свойство весьма мучительное, то поиск пункта назначения мы вряд ли начнем с изучения рейтингов. Вот цены на аренду или покупку жилья будем сравнивать. Но начнем, скорее всего, с обзвона друзей, которые уже куда-то перебрались, спрашивая у них: «Ну как там?» А потом, возможно, с помощью всё тех же друзей будем искать место работы, сравнивать зарплаты и искать квартиру.
Действительно, именно перемена мест и является самым лучшим индикатором субъективной оценки гражданами положения дел в том или ином субъекте Федерации. В сухих данных демографической статистики это называется миграционным приростом или снижением – в зависимости от соотношения прибывших и выбывших. Когда тех, кто решил покинуть регион, больше перебравшихся в него, это миграционное снижение численности населения или миграционный отток, в противоположном случае – прирост или приток. Это, если угодно, своеобразная форма «голосования ногами» за качество жизни на той или иной территории. И тут наблюдаются данные, никак не соотносимые с пресловутым рейтингом.
Например, Москва, традиционно занимающая в нём первую строчку, население в прошлом году теряла. Если за одиннадцать месяцев 2021 года в столицу въехало на 12,5 тысячи человек больше, чем оттуда выехало, то за аналогичный период прошлого года отток жителей из Первопрестольной составил почти 19 тысяч. В столице северной – Санкт-Петербурге – ситуация и то лучше, хотя желающих туда перебраться за прошедший год стало меньше в три с лишним раза.
В Московской области за 2021-й прибыло 102 тысячи жителей, но за 2022-й – только 75 тысяч. В Белгородской и Самарской областях прежний миграционный прирост сменился оттоком. Впрочем, по России в целом ситуация такая же: за одиннадцать месяцев прошедшего года из страны уехало на 806 человек меньше, чем в неё перебралось, хотя ещё годом ранее прибывших было на 371,5 тысячи человек больше, чем выбывших. Остальные же субъекты первой десятки рейтинга по-прежнему привлекательны для переезда, хотя желающих и в самом деле почти везде стало несколько меньше. Даже Калининградская область, оказавшаяся теперь в весьма незавидном положении в силу изменения геополитической обстановки, «приросла» за счёт миграции на 6,5 тысячи человек.
Из десяти регионов-аутсайдеров, к которым – по данным пресловутого рейтинга – теперь относимся и мы, лишь в Республике Ингушетия население демонстрирует стабильный миграционный прирост. Во всех остальных – миграционное снижение. Где-то оно замедляется, у нас – ускоряется. И невесёлая эта картина лучше любого рейтинга характеризует качество жизни в нашей Архангельской области.
А рейтинги – ну что рейтинги… Штука для рядовых жителей Поморья безвредная, хотя и бесполезная. Главное – в фетиш их не превращать, у нас и без того проблем достаточно.