ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Суббота, 20 апреля, 2024 08:30

Мнения: Маргинализация элиты


Александр ИВАНОВ, эксперт «БК» | 24.08.2018 10:12:33
Мнения: Маргинализация элиты

Сезон политтехнологов. Нерестятся штабы кандидатов: есть деньги — практически бесконтрольные, и поучаствовать в ловле не грех. Слушаю разговор профессиональных «ловцов» о трудностях работы с избирателями — маргиналами - и понимаю, что еще один термин в русском языке сменил свой смысл.


В 20-х годах прошлого века американские социологи назвали маргиналами иммигрантов, с трудом принимающих ценности и традиции той культуры, в которую они попали, - социальные группы, сохраняющие и утверждающие свои собственные системы норм и ценностей. Этот термин означал промежуточное, пограничное состояние человека между социальными группами, культурами.

У нас маргинальность не воспринимается как сохранение собственной культуры. В России маргинальность — это вырождение, негатив, отсутствие общепринятых принципов и ценностей. Как же быть российским социологам, когда темп перемен социальных устоев равняется темпу смены поколений, когда в течение жизни человеку приходится несколько раз менять культурные парадигмы? В юности воспитываться социалистом-атеистом, в зрелом возрасте принять Бога и капитализм, а в старости проклинать все это, вместе взятое... Западные социологи спокойно рассуждают о сложностях пограничных социокультурных состояний, а мы делим общество на противостоящие маргинальные группы.

В России есть одна группа общества, перемены в которой по политическим причинам не изучались, хотя и происходили. Это люди, входящие во властную элиту, те, кто через закон или авторитет мнения имеет властные полномочия в социуме. При современном темпе перемен и они должны либо меняться, либо уступать свое место представителям изменившегося большинства. Так происходит в цивилизованных обществах, для этого выработаны механизмы демократического обновления власти. В России иные традиции. Наш авангард общества, формирующийся всегда революционно, остается пожизненно в полной уверенности в своей сакральной легитимности. Это имперский тип отношений власти и государства. Он существует давно и до сих пор довольно распространен.

Остающаяся в неизменной системе норм и ценностей властная элита становится маргинальной по отношению к остальным, меняющим свои культурные, экономические и иные ценности социальным группам, становится неадекватной. Общество это чувствует и постепенно выходит из повиновения. (это можно сделать врезкой) Мы прошли этот путь в 70-90-х годах XX века, когда ложь и фальшь советской партийной элиты стоила ей власти. Я свидетель и участник событий того времени, и чувство déjà vu не проходит.

Нынешние выборы напоминают выборы кандидатов от «блока коммунистов и беспартийных», работа агитаторов от партии власти сродни моим прежним поездкам по трудовым коллективам в статусе зампреда исполкома с агитацией за кандидатов от этого блока, а работа избирательных комиссий всех уровней — точная копия работы комиссий, формировавшихся комитетами КПСС.

Маргинализация властной элиты приводит к непредсказуемой кадровой политике, разрушающей региональные и местные системы управления. Кандидаты, из которых осуществляется выбор, не стали хуже, чем назначенцы прошлых лет, скорее наоборот, но имперская вертикаль, раскалывая элиты и деморализуя региональное и местное управление, ослабляет саму себя.

Это не так просто увидеть, но это происходит. Помните, сколько слов произнесено на региональном и местом уровне по поводу железной дороги из Перми в Архангельск, по поводу глубоководного порта севернее Мудьюга? Эти разговоры стали частью областной программы развития, частью публичной политики региона, частью наших надежд на светлое будущее. К сожалению, инвесторы и суверенные финансовые институты вкладываться в эти проекты не стали, и все надежды возлегли на федеральные бюджетные инвестиции. Областное руководство заверило северян в доброй воле федерального центра и даже подписало очередные соглашения.

А во второй декаде августа министр экономического развития Максим ОРЕШКИН направил премьер-министру Дмитрию МЕДВЕДЕВУ проект комплексного плана развития магистральной инфраструктуры России, который разрабатывается в соответствии с майским указом президента Владимира ПУТИНА. Цена изложенного в проекте плана – 6,8 трлн рублей за шесть лет, за это время планируется создать 690 объектов. Транспортная инфраструктура должна стать главной статьей расходов. На нее планируется потратить 6,5 трлн рублей, включая 3,1 трлн бюджетных. Для справки: годовые доходы федерального бюджета на 2018 год - 15,182 трлн рублей, расходы - 16,514 трлн. Планируется построить скоростную железнодорожную магистраль Краснодар - Грозный - Махачкала стоимостью 1,2 трлн рублей, скоростную автотрассу Джубга - Сочи за 1,6 трлн рублей, высокоскоростные ж/д магистрали (ВСМ) Москва - Казань, Екатеринбург - Челябинск. Ни «Белкомура», ни глубоководного порта Архангельск в этом плане нет.

Что это? Несогласованность федеральной и региональной власти или негодность к управлению региональных и местных руководителей? Если бы так, то это было бы слишком просто. Это маргинальность, пограничное, неадекватное состояние властной элиты в целом. И ситуация зашла настолько далеко, что даже самые профессиональные, лучшие федеральные управленцы молчат, ученые - интеллектуальная элита общества, властители дум - перестали говорить о реальном будущем. А те, кто пробует что-то объяснить, предложить или критиковать, подвергаются массированной атаке в отечественных СМИ. 21 августа глава ЦБ Эльвира НАБИУЛЛИНА дала интервью The Wall Street Journal, где признала, что даже при цене нефти в $100 рост экономики России маловероятен. То, что получила Набиуллина в сетях от российских «патриотов», трудно назвать критикой, это озлобленная ругань, лишенная экономического или управленческого смысла. В таких условиях работа во власти даже самых лучших управленцев вряд ли будет эффективной.

К 2024 году российская экономика должна войти в пятерку крупнейших в мире по паритету покупательной способности, расти быстрее среднемировых темпов, а ВВП на душу населения должен увеличиться в 1,5 раза. Такие задачи ставятся в майском указе 2018 года президентом. Подобные задачи ставились Владимиром Путиным и в мае 2012 года. Итоги выполнения тех задач не подводились, но мы можем оценить их по факту. Полагаю, что можно предположить и будущее майского указа 2018 года. Итоги его исполнения предопределены маргинализацией, но не той части общества, о которой говорили политтехнологи, а маргинализацией властной элиты.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей