ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 23 декабря, 2024 14:01

Мнение: что нам даст «антимусорный» референдум?


Владислав РУДНИЦКИЙ, магистрант Высшей школы экономики управления и права САФУ им. М.В. Ломоносова, помощник депутата Архангельского областного Собрания | 12.04.2019 01:47:22
Мнение: что нам даст «антимусорный» референдум?

На мартовской сессии Архангельского областного Собрания депутатов вновь рассматривались законопроекты о проведении референдума в Архангельской области. Возможно, слово «референдум» никогда еще так часто не употреблялось жителями нашего региона. Другой вопрос, осознают ли они последствия его проведения?


Какие же вопросы предлагалось вынести на всеобщее обсуждение?

Первый: «Вы за то, чтобы полномочия по подготовке и утверждению документов территориального планирования, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования, утверждению правил землепользования и застройки, утверждению документации по планировке территорий в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, на территории Архангельской области осуществлялись органами местного самоуправления?»

Второй: «Вы за то, чтобы соглашения между Архангельской областью и другими субъектами Российской Федерации, с учетом которых операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны принимать поступившие из других субъектов Российской Федерации твердые коммунальные отходы, заключались только по результатам референдума Архангельской области по вопросу согласия населения с заключением указанных соглашений?»

Депутаты отклонили оба законопроекта. По мнению депутатского большинства, предлагаемые вопросы уже урегулированы федеральным законодательством, что, собственно, и стало главным основанием для отказа в проведении всенародного голосования.

На чем базировалась позиция депутатов, принявших в очередной раз непопулярное решение? Официально – на отрицательных заключениях прокуратуры, регионального минюста, правового департамента правительства области и правового управления областного Собрания. Аргументы серьезные. Но в тоже время обозначенные вопросы волнуют северян, они обоснованно хотят получить на них ответы.

Насколько мне известно, с ноября 2018 года в облизбирком поступило около 30 ходатайств о проведении референдума. Большинство из них были отклонены, поскольку имелись претензии к полноте и правильности оформления представленных документов.

Со мной многие могут не согласиться, но вопросы, так или иначе связанные с «мусорной» реформой, стали крайне политизированными, что мешает без эмоций и крайностей найти правильное решение.

Референдум не является единственным выходом из конфликта. И кстати, его проведение будет стоить областному бюджету более ста миллионов рублей.

Вопросы оборота мусора регулируются федеральным законодательством, в частности 89-м Федеральным законом, поэтому можно идти, например, путем внесения изменений в него. Недавно читал статью о том, что Тюмень закупает мусор из других регионов для своего мусороперерабатывающего завода. Там это приносит прибыль. На мой взгляд, запрет ввоза мусора не решает проблемы, а лишь создает своего рода «частокол».

Вопросы, которые предлагались для референдума, вполне можно оформить поправками к соответствующим федеральным законам и направить в Государственную Думу в виде законодательной инициативы. Таким правом обладает областное Собрание депутатов. Примут ли эти поправки — отдельная тема. Нашу область в Госдуме и Совете Федерации представляют несколько депутатов и сенаторов: они не должны стоять в стороне от поисков компромиссного решения.

Предположим, депутаты областного Собрания, несмотря на все противоречия, учитывают желание граждан и дают зеленый свет проведению референдума. Референдум проведен, результаты известны. Означает ли это конец пути? Вовсе нет! Даже в случае положительного голосования по вопросу, который был вынесен на референдум, его итоговая формулировка сама по себе не становится законом. Она просто является утверждением, принципом, волеизъявлением людей.

Этот принцип может лечь в основу соответствующего областного закона. Если результаты референдума облечь в форму законопроекта, требования к нему будут предъявляться в общем порядке: законопроект не должен противоречить Конституции, федеральным законам, необходимы соответствующие заключения от структур, которые я уже упоминал. И то далеко не факт, что законопроект будет принят.

Часто приходится слышать: почему, мол, власти не хотят прислушаться к мнению народа? Я с этим тезисом не согласен, ведь были созданы специальные рабочие группы, общественные комиссии, которые ведут диалог от имени общества с властью. Хотя, конечно, начинать обсуждение надо было несколько раньше. Уверен, что в итоге компромиссное решение будет найдено. Отходы будут перерабатываться, поскольку иного просто не дано.

Я сам ходил на «антимусорные» митинги и хочу сказать, что слышал много разумных и дельных предложений. Власть в чем-то прислушивается к людям, к аргументам, которые приводятся на различных рабочих группах и советах. Только путем диалога и в рамках закона можно разрешить столь серьезную проблему.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей