ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Даниил Шапошников: «Мы всегда за баланс интересов»


Беседовала Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 05.04.2019 21:32:18
Даниил Шапошников: «Мы всегда за баланс интересов»

Накануне интервью с заместителем главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам Даниилом ШАПОШНИКОВЫМ мы договорились о том, что оставим пока в стороне глобальные бюджетные вопросы и поговорим прежде всего об острых ситуациях последних месяцев: аукционах в нишах наружной рекламы и нестационарной торговли; о том, что все-таки будет с К2; о перспективах Центрального рынка, где недавно рухнули фермерские павильоны; а также о том, какого курса придерживается администрация города во взаимоотношениях в малым бизнесом.


– Даниил Вадимович, мое предложение – начать разговор с резонансных тем последних месяцев. Одна из них – изменение коэффициентов К2. Конфликтная ситуация разрешилась?

– Видов предпринимательской деятельности, по которым устанавливается К2, очень много, но наиболее бурную реакцию вызвало изменение коэффициентов в розничной торговле. Давайте обратимся к показателям, которые есть у нас по итогам 2018 года.

Предпринимателей и предприятий, которые попадают под категорию малый и средний бизнес, в Архангельске больше 17 тысяч. И ситуация очень стабильная: каждый год это число изменяется на 200-300 в ту или иную сторону. При этом 95% МСП —микропредприятия численностью до 15 человек.

В 2017 году оборот конкретно розничной торговли в Архангельске составлял примерно 27 млрд рублей, на сегодня – уже около 37 млрд. В 2018 году в Архангельске было введено в эксплуатацию четыре новых больших торговых центра общей площадью 80 тысяч квадратных метров, и незанятых мест там практически не осталось. Значит, спрос есть, рынок не просел. Да, растет конкуренция: в небольших торговых центрах, зачастую расположенных в старых, не приспособленных для этого зданиях, поток покупателей снижается.

Неверно говорить, что администрация города «поднимает налоги»: мы уменьшили «скидку», льготу по К2, и этим правом муниципалитет не пользовался 13 лет. Был проведен глубокий предварительный анализ. К2 увеличился в центральных округах, где, кстати, и появляются крупные ТЦ, наблюдается переизбыток торговых площадей. Но даже при этом налоговая нагрузка на предпринимателей – плательщиков ЕНВД – составляет менее 1% от объема их выручки. У предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения по тем же видам деятельности, она 3-5% и выше. Условная доля К2 в себестоимости продаваемой продукции крайне мала.

Тем не менее, раз есть обеспокоенность среди предпринимателей, мы готовы вернуться к этому вопросу. Квартал закончился, в апреле пойдут первые в этом году платежи по ЕНВД. Но первый квартал, как правило, не очень показателен, поэтому проанализируем еще второй квартал: посмотрим динамику количества предпринимателей, объема поступлений платежей от ЕНВД в бюджет и будем делать выводы. Если тенденции окажутся негативными, мы сами выйдем в городскую Думу с предложением о пересмотре коэффициентов на 2020 год.

– На заседании городского совета по предпринимательству в феврале, пожалуй, больше всего споров вызвала реорганизация рынка нестационарной торговли. Удалось за это время найти компромисс?

– Почти все разногласия мы сняли. К концу апреля уже планируем объявить первый аукцион. Напомню, что распределяться теперь будут места для размещения киоска или павильона, без выделения земельного участка.

Раньше было как: допустим, есть место для павильона. Кто-то должен был подать заявку на его размещение, затем администрация формировала земельный участок и выставляла его на аукцион. Победить мог кто угодно. В результате мы имеем большое число арендаторов участков и перепроданные по нескольку раз и даже просто забытые павильоны. Новые правила позволят упорядочить нестационарную торговлю в соответствии с утвержденной схемой, выставлять на аукцион не по одному, а сразу по нескольку мест, что интереснее для инвесторов. Возможно, это привлечет внимание инвесторов из других городов и даже регионов, так как места планируется предоставлять сроком на 10 лет.

Основные претензии к новым правилам касались стартовой цены. Мы пошли навстречу предпринимателям и снизили ее с 5 тысяч рублей за квадратный метр до 1 тысячи в год. Были также вопросы по небольшим точкам общепита. В нестационарных торговых объектах по новым правилам нельзя готовить еду, а разогревать и подавать готовую можно. Пирожки, кофе навынос – все это допускается.

Мы хотим видеть на улицах города красивые павильоны, в единой стилистике. Понятно, что вывески, цветовая гамма могут отличаться, но чтобы это были не ларьки из 90-х годов.

Лоты мы постараемся сделать небольшими, чтобы соблюдались интересы предпринимателей, которым нужны одна-две точки. В лоты может включаться, к примеру, место в центре города и в соседнем округе, иначе у нас все выгодные позиции разберут, а окраины останутся без современных торговых павильонов.

В новых правилах мы видим большой плюс для местных производителей: возможность создать розничную сеть для сбыта своей продукции, ведь попасть на прилавки крупных торговых сетей или открыть точку в торговом центре – задача не из легких.

– А если у предпринимателя есть крепкий, аккуратный павильон, но он не вписывается либо в схему размещения нестационарных торговых объектов (НТО), либо в установленный стиль? На снос или есть другие возможности?

– Первый вопрос в этом случае: законно установлен павильон или нет? К сожалению, в свое время в Архангельске, как и в других городах, ларьки на улицах росли как грибы, самовольных построек много, есть такие, что стоят на инженерных коммуникациях, угрожают безопасности дорожного движения. Другое основание для сноса – незаконная торговля алкоголем. Около сорока НТО уже убрано, и мы будем эту работу продолжать.

«Тайком» никто павильоны не демонтирует. Сначала предприниматель получает предупреждения, и если он на них не реагирует, в администрации собирается комиссия, которая и принимает решение о сносе объекта. Когда павильон стоит на частной земле, приходится обращаться в суд.

Если же павильона просто нет в схеме, ничто не мешает владельцу обратиться в администрацию с просьбой его включить, при условии полной легализации.

– Даниил Вадимович: вопрос по наружной рекламе. Экстренная отмена аукциона в сентябре прошло года, вмешательство УФАС и прокуратуры… Почему так получилось и чем были продиктованы действия администрации города?

– Когда мы начали заниматься этим вопросом, выяснилось, что вся наружная реклама, которая имелась в городе на тот момент, приносила в бюджет всего около 2 млн рублей в год. И то это были средства за аренду этих маленьких земельных участков. Причем кто платил, а кто и не платил… Когда пытались установить собственников щитов, порой так никого и не находили. Тоже было много конструкций, установленных без согласования: неважно, чья земля, что щиты загораживают водителям обзор, портят вид, нарушают инсоляцию зданий – навтыкали и все. Я понимаю предпринимателей, которые привыкли к некому устоявшемуся положению дел в этой нише, но порядок, конечно, надо было наводить.

Была история из трех торгов. На первых участники доторговались до очень хороших для городского бюджета сумм, но несколько победителей впоследствии стали уклоняться от заключения договоров. С них мы потом взыскивали неустойки через суд.

Что касается следующего аукциона, назначенного на 10 сентября 2018 года, буквально за несколько дней до него мы получили предупреждение из прокуратуры. Прокуратура указывала на то, что могут возникнуть основания оспорить итоги аукционов в суде: замечания касались размера лотов, их компоновки, оценки. В случае отмены результатов торгов, нам пришлось бы возвращать деньги из бюджета, а предприниматели к тому времени, возможно, уже бы зря потратились на покупку и установку рекламных конструкций. Чтобы обезопасить и себя, и победителей торгов, мы приняли решение перенести аукционы на декабрь.

– Вы довольны их результатами?

– Мы уже получили в этом году в бюджет порядка 65 млн рублей против 2 млн, которые имели раньше. Из них примерно половина суммы – единовременный платеж, половина – арендная плата, которая будет ежегодной. При этом еще около 100 мест для размещения рекламных конструкций планируется выставить на аукцион в августе. То есть в ближайшие 10 лет город будет получать примерно по 40 млн рублей с рынка наружной рекламы в год: я думаю, это неплохой результат.

– А как же расходы муниципалитета на снос конструкций по предписаниям УФАС и прокуратуры?

– Существенный вопрос, но он тоже решился. Да, стоимость сноса одной рекламной конструкции доходит до 30 тысяч рублей. Сейчас мы бюджетные деньги на это не тратим. На тех местах, которые уже распределены по итогам аукционов, победители убирают ненужные конструкции за свой счет – это одно из условий торгов либо дополнительных соглашений. Те конструкции, которые не попали в лоты, также по договору демонтирует один из участников рынка: это в его интересах, потому что он освобождает себе конкурентное поле. А мы без затрат исполняем предписания надзорных органов.

Кстати, некоторые владельцы незаконных рекламных конструкций, которые раньше выгадывали время в расчете на то, что администрация не найдет свободных средств на снос щитов, теперь сами забирают свое имущество, чтобы хоть как-то его использовать.

– Выступая, в частности, по впоросу о К2, вы говорили о существующих в городе мерах поддержки малого и среднего бизнеса. Какие из них вам видятся наиболее эффективными?

– К ним точно не относится прямая финансовая поддержка.

Самая существенная – поддержка имущественная. В перечне объектов муниципального имущества города Архангельска, которые предприниматели могут взять в аренду без конкурса и со скидкой по оплате в 10%, – 200 наименований. Заключенных договоров – около 300. Это очень востребовано сегодня. К сожалению, оставшиеся в перечне помещения требуют серьезного ремонта, но эти расходы, в соответствии с договорами, учитываются при расчете арендной платы.

Есть также преимущественное право выкупа арендуемых помещений по 159-му Федеральному закону. Ежегодно выкупные платежи приносят бюджету около 90 млн рублей, то есть этой возможностью предприниматели также активно пользуются. Ставки очень низкие, связаны с ключевой ставкой Банка России. Фактически арендная плата за помещение заменяется на выкупную стоимость, и зачастую вторая гораздо ниже.

Еще один важный момент: мы максимально сократили, перевели в электронный вид все административные процедуры. Стараемся, чтобы предприниматели как можно меньше общались с чиновниками и не тратили ни свое время, ни время муниципальных служащих.

Третье направление – создание условий для рекламирования местных товаров, участия во всевозможных выставках и ярмарках. К примеру, из городского бюджета компенсируется часть расходов предпринимателям, которые размещают свою информацию, продукцию на стенде Архангельска на Маргаритинской ярмарке, помогают его оформлять.

На День города стараемся привлекать предпринимателей, которым очень сложно попасть в торговые центры. Многие из них так и продают свои товары от мероприятия к мероприятию, постоянного места им и не надо.

– Интересную идею в этом ключе недавно озвучил глава города Игорь ГОДЗИШ – о проведении городской «выставки достижений народного хозяйства», как он выразился. Этот проект уже как-то оформился?

– Мы обдумываем сейчас, как его лучше реализовать. Кому-то из предпринимателям нужны прежде всего прямые продажи, кому-то больше реклама и выход на контракты. Пул компаний, которые проявили внимание к этой идее, уже собирается, но пока их недостаточно, чтобы ориентироваться, к примеру, на «Норд-Экспо» как на площадку. Ведем переговоры.

Нам нужно создать ситуацию, чтобы вокруг этой выставки кипела жизнь, как в дни той же Маргаритинки или Арк­тического форума. Поэтому и идет речь о том, чтобы «привязать» проект к Дню города.

– «Норд-Экспо» часто звучит в планах администрации города как площадка для крупных мероприятий, хотя многие считают это место крайне не удачным, прежде всего из-за удаленности от центра.

– Дело не столько в удаленности «Норд-Экспо», сколько в некоторых организационных недочетах первого опыта проведения там масштабных мероприятий. Во время Маргаритинской ярмарки 2018 года значительная часть территории у здания была отведена под уличную торговлю, хотя требовалось больше места под автостоянку. Возможно, сыграла свою роль удаленность остановок общественного транспорта. Я думаю, что к следующей Маргаритинке мы все это учтем.

К сожалению, серьезной альтернативы «Норд-Экспо» – где можно задействовать столько площадей, и деловую программу провести, и под торговлю бизнесу пространство дать, и транспортного коллапса не создать – в городе сегодня нет.

– А Центральному рынку в перспективе какая отводится роль? Со стороны он кажется мрачноватым, пустым почти круглый год, фермерские павильоны еще рухнули недавно...

– С точки зрения законодательства, в Архангельске только Центральный рынок в полной мере соответствует статусу рынка, отвечает санитарным требованиям, проводит лабораторный контроль товаров. Кроме того, это тоже своего рода бренд города, и мы нацелены на его сохранение.

Концепт в том, чтобы это был «классический» рынок, удобный для покупателей, с местной продукцией (она там есть, но объемы небольшие). Рынок занимается только тем, что сдает площади в аренду, обеспечивая собственное функционирование на грани безубыточности. Устаревшее оборудование и антураж у многих ассоциируются с 90-ми годами. А нужно создавать современный облик.

Организационную форму Центральный рынок уже сменил: сейчас это не муниципальное унитарное предприятие, а ООО со 100%-ным участием города. Такой статус позволяет свободно привлекать кредитные средства.

Основное здание очень старое. Система отопления в нем в свое время была разморожена. Здание обогревается электричеством, а это очень дорого. Требуется реконструкция инженерных сетей, а где-то и основных конструкций.

Дирекция рынка уже провела переговоры с несколькими банками, есть предварительные положительные ответы. Предприниматели тоже готовы вложить деньги: например, в планах – убрать павильоны, которые стоят по проспекту Чумбарова-Лучинского, и сделать хороший фуд-корт. Ждем, что дирекция рынка представит нам общую концепцию уже в этом году. Можно будет начать внутренние работы – прежде всего, переделать «шайбу» для плодово-овощной продукции.

– В различных отчетах на сессиях городской Думы приводится общая сумма поддержки МСП на территории города со стороны муниципалитета. Как она рассчитывается?

– Это выпадающие доходы городского бюджета, связанные с различными преференциями, о которых мы сегодня говорили. По ЕНВД, например, за 13 лет, в течение которых не повышались коэффициенты К2, бюджет недополучил 1 млрд 400 млн руб­лей. Также это выпадающие доходы от имущественной поддержки в части льгот по арендной плате, выкупу объектов недвижимости.

Мы идем навстречу предпринимателям и, что хочется отметить, при этом практически не сталкиваемся с отказами, когда просим их принять участие в благоустройстве города, проведении мероприятий и т. д.

В Архангельске строятся детские сады, школы, спортивные комплексы, город участвует на правах софинасирования в федеральных проектах расселения ветхого жилья, ремонта и реконструкции дорог. Мы консолидируем для этого средства, ищем дополнительные источники, в том числе и в расчете на понимание со стороны бизнес-сообщества. Должен быть соблюден определенный баланс интересов.






Возврат к списку

0
Гость
Хорошее интервью, спасибо
Имя Цитировать 0
0
Владимир
Очень толковое интервью у зама мэра. Нечасто такое встретишь.
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2019 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5