ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Воскресенье, 22 декабря, 2024 23:55

Альберт Сметанин: «Экономика должна быть суверенной и социоцентричной»


Беседовал Герман КУЗНЕЧИХИН. Фото Алексея Липницкого | 21.02.2024 14:43:08
Альберт Сметанин: «Экономика должна быть суверенной и социоцентричной»

Почти два года прошло с начала специальной военной операции. Другая экономическая и политическая реальность заставила Россию сменить вектор развития. Возможна ли в этих условиях новая индустриализация? Какой должна быть экономика в масштабах страны и применительно к Архангельской области?


Своими наблюдениями с «Бизнес-классом» поделился академик РАЕН, профессор, доктор экономических наук Альберт СМЕТАНИН. Альберт Васильевич в настоящее время является советником ректора Северного Арктического федерального университета им. М. В. Ломоносова, возглавляет Архангельскую региональную общественную организацию Вольного экономического общества России.

– Альберт Васильевич, для многих начало специальной военной операции, стремительная внешнеполитическая переориентация России стали непредвиденными событиями. Казалось, что вектор экономического развития страны сменился на противоположный и мы уходим куда‑то назад. Вы действительно считаете, что новая экономика мобилизационного типа, к которой постепенно приходит страна, может стать устойчивой и обеспечит рост благосостояния граждан?

– Да, я так считаю, но при условии, что новые подходы к экономике будут социально ориентированными. И при этом экономике необходимо придать лет на пять реальный мобилизационный характер, включающий импортозамещение и возрождение промышленности, социоцентричную сферу. Когда средняя зарплата учителя, преподавателя на уровне дворника, когда налоговая система не доходит до взимания налогов с «заповедных» в своём роде категорий граждан: неприкасаемых блогеров, банкетных (корпоративных) артистов, долларовых миллионеров и миллиардеров, а бюджеты в это время с трудом сводят концы с концами… это, мягко говоря, неправильно.

Для укрепления федерального, региональных бюджетов потребуется введение государством реальной налоговой прогрессии на доходы физических лиц, собственников, высшего менеджмента нефтегазовых и металлургических предприятий и одновременного снижения налога на прибыль до 15%. Этого требует новое понимание социальной справедливости.

Здесь надо дать оценку тому пути, что прошла Россия за тридцать лет так называемых рыночных преобразований. По данным ВЦИОМ, в 2019 году 44% жителей страны полагали, что реформы были разрушительными, и всего 15% считали их полезными.

Основная причина технологического и социального отставания России от ведущих стран мира коренится в либеральной политике 90‑х годов прошлого века, политике рыночного фундаментализма, при которой рынок всесилен: он уравновесит спрос и предложение, создаст равные возможности гражданам в правах и в социальных благах… Государству отводилась не регулирующая роль, а скорее роль «ночного сторожа».

Тогда идеологи «рынка» рассуждали примерно так: зачем нам своё производство, когда у страны большая территория и Россия – самая богатая сырьевыми ресурсами страна? Будем их добывать, вывозить и на полученные доходы покупать за рубежом нужное оборудование, товары ширпотреба.

– Взгляды либералов-рыночников в чём‑то сродни коммунистическим представлениям: государство, согласно догмам научного коммунизма, отмирает, делами экономическими всё больше должны заниматься общественные организации, должен возрастать уровень демократии в социуме. Так ведь начиналась перестройка…

– Никто поначалу не помышлял о частной собственности на крупную промышленность, на недра! Это всё результат обвальной приватизации 90‑х годов, проходившей с чудовищными нарушениями и преступлениями. Потому‑то и считается, что либерализм в России «умер странной смертью»: он перестал быть движущей силой реформ, превратился в оплот интересов господствующего класса, получающего доход от ренты, от природных ресурсов, которые ещё совсем недавно считались общественным достоянием.

Сегодня либеральная идеология продолжает действовать во многих нормативно-правовых актах, что, соответственно, сдерживает социально-экономическое развитие страны. Нам предлагают затягивать пояса, заниматься бесконечными оптимизациями, внушают мысль, что необходимо снижать уровень потребления, всё больше работать. Разве не так?

– А сейчас ещё и СВО прибавилась. Или нет?

– Думаю, что нет. Спецоперация постепенно и окончательно выводит российскую экономику из плена либеральных иллюзий. Мы лучше начинаем понимать роль сильного государства в нашей повседневной жизни, важность общенационального сплочения, видеть без прикрас международные реалии. Мы постепенно формируем новую идеологию патриотизма и социальной справедливости, которая, уверен, постепенно выстроит логику новой экономической системы.

Действующая Стратегия пространственного развития Российской Федерации требует уточнения. Она даёт шанс «выбиться в люди» далеко не всем регионам. Здесь зоны роста определены по 20 крупнейшим агломерациям, привязанным к городам-миллионникам, включая Москву и Санкт-Петербург. А для других территорий – как стать зажиточнее – конкретных подходов к развитию не прописано. Да и целевые индикаторы регионального развития к 2025 году недостаточно чётко, мне кажется, отражают дух времени и установки Президента РФ.

Основная причина бедственного положения многих российских регионов в том, что в связи с деиндустриализацией в 90‑е годы, закрытием производств, их оптимизацией, проблем с логистикой кардинально сократилось и число предприятий, количество рабочих мест, а значит, доходы региональных бюджетов и населения.

Вспомним, как закрывалось производство в Архангельской области: это два гидролизных завода, почти все лесообрабатывающие предприятия, Соломбальский ЦБК, хотя технологически он давно требовал модернизации. Практически исчезло само понятие «местная промышленность» – Архангельская швейная фабрика, обувное производство «Северянка» перестали существовать. Нет многих предприятий пищевой отрасли, к примеру, тех же молокозаводов в районных центрах, закрыли тепличный комплекс под Архангельском. А восемь птицефабрик, где они? Что же мы теперь удивляемся высоким ценам на яйца? Но сегодня есть шанс запустить маховик индустриализации по новой, а это значит постепенно увеличивать доходы на местах, оживляя всю территорию России.

– Но всё‑таки: что может послужить основой для новой индустриализации?

– Импортозамещение. Руководитель Центробанка Эльвира Набиуллина в июне 2022 года на XXV ПМЭФ сказала так: России надо уходить от международного разделения труда, сокращать экспорт, который давит на рубль, так, чтобы значительная часть производства работала на внутренний рынок. С моей точки зрения, золотые слова, хотя без экспорта не обойтись, как всегда, нужен баланс.

Долгое время ранее Центробанк занимался в основном таргетированием инфляции, но вопрос не только в ней, а в том, развивается экономика или нет! Центробанк радовался, что у нас профицит бюджета, а надо было бы скорее огорчаться. У нас деньги не расходовались, не работали. При этом вырученные экспортёрами средства оставались в зарубежных банках. И вот итог – свыше 300 миллиардов долларов страна фактически потеряла.

Новый взгляд на развитие экономики уместно увязать с её мобилизационной направленностью. Это предполагает более эффективное использование всех имеющихся ресурсов для обретения национальной суверенности, независимости.

Академик РАН С. Ю. Глазьев считает, что импортозамещение в промышленности России идёт крайне вяло, так как сегодня, по сути, эффективное государственное планирование отсутствует. По его оценке, провал Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года стал следствием отсутствия планирования обоснования необходимых для её реализации денежно-кредитных, налогово-бюджетных и иных ресурсов. Планирование – это ведь не пустые «хотелки», это, прежде всего, трезвый расчёт ресурсной базы, распределение ответственности исполнителей.

– Помимо планирования и импортозамещения, что способно помочь российской экономике интенсивно развиваться? И, особенно важно, что можно сделать на региональном уровне?

– Россия, её регионы, Архангельская область богаты природными ресурсами, своей историей, традициями, и всё это может выступить в роли бенефициара технологического и социального возрождения суверенности регионов и России в целом.

Примером инициативного государственного подхода к развитию Архангельского региона может служить команда нашего губернатора Александра Витальевича Цыбульского. Благодаря команде, опирающейся на народную программу «Вместе мы сильнее», удалось включиться в федеральные программы. Строительство глубоководного порта вошло в план развития Северного морского пути. Реализация этого проекта, по словам Президента России Владимира Владимировича Путина, имеет для страны стратегическое значение.

Устойчивость развития экономики региона (рост за 2023 год составил 1%, прогноз на 2024-2025 гг. – 2-4%) подкрепляется активностью инвесторов. Так, в сферу транспорта в ближайшие три года будет направлено почти 25 миллиардов рублей: инвестиционные программы РЖД, завершение реконструкции аэропорта Архангельск, развитие портовой, терминальной инфраструктур. В перспективе наиболее масштабным является прорабатываемый проект глубоководного района порта: на первом этапе – строительстве контейнерного терминала – объём инвестиций составит 111,4 миллиарда рублей (на 2025-2028 годы). Плюс к этому судостроение, судоремонт (ещё 25 миллиардов рублей), строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождения имени В. Гриба и уникального проекта по строительству предприятия полного цикла по производству кристаллического йода марки «Ч», 100% которого Россия импортирует.

Область располагает всеми налоговыми льготами для резидентов Арктической зоны. Их число перевалило за 200, с инвестиционным портфелем более 100 миллиардов рублей, сохранены арктическая ипотека и арктический гектар.

Активная поддержка руководства области позволила выиграть конкурс на создание на базе Северного Арктического федерального университета имени М. В. Ломоносова межвузовского кампуса «Арктическая звезда» мирового уровня: это практически образовательно-научный город в Архангельске со всеми атрибутами образования, культуры и отдыха.

Все отмеченные проекты, вне сомнения, создают предпосылки для устойчивого развития региона и роста благосостояния северян.

– А если говорить конкретно об Архангельске: какова судьба закона о статусе города как административного центра?

– Для меня Архангельск как близкий человек. Впервые мои ноги ступили на дощатые тротуары нашего города в конце 50‑х годов прошлого века. За последние годы благодаря энергии главы города Дмитрия Александровича Морева и при организационно-управленческой поддержке, финансовой помощи со стороны руководства области Архангельск стал более комфортным для проживания, отдыха и обучения (достаточно вспомнить школу № 7 на 1600 мест). Только в прошлом году в городе благоустроено 15 общественных территорий и скверов. Начата реконструкция площади Профсоюзов.

Хотя, конечно, к закону об административном центре вернуться надо. С точки зрения формальной его действие приостановлено. По существу в динамике ежегодные трансферты из областного бюджета составляют 53-57% от доходов бюджета города и растут. Но, в то же время, для чего создают законы? Чтобы они работали. Поэтому есть предложение в канун 440‑летия Архангельска собраться заинтересованным лицам и решить судьбу закона.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей