ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Воскресенье, 13 октября, 2024 19:21

Администрации Архангельска предстоит защищать исполнение бюджета за 2022 год


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого и из архива редакции | 22.05.2023 15:34:39
Администрации Архангельска предстоит защищать исполнение бюджета за 2022 год

На ближайшей сессии Архангельской городской Думы, назначенной на 24-25 мая, первым будет обсуждаться вопрос об исполнении городского бюджета за 2022 год. В сложных условиях у муниципалитета получилось обеспечить рост доходной части бюджета, причём не только за счёт поступлений из областной и федеральной казны, но и собственными силами. Основная доля расходов традиционно приходится на социальную сферу, однако финансирование городского хозяйства подтягивается к оптимальной планке.


Подробно об этих тенденциях «Бизнес-классу» рассказал заместитель главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам Даниил ШАПОШНИКОВ.

– Даниил Вадимович, обычно мы больше говорим о ключевых направлениях расходования бюджетных средств. Давайте в этот раз сделаем акцент на доходах: в сравнении с 2021 годом они увеличились почти на 14%. Что повлияло на такие результаты?

shaposhnikov_d.jpg– Прогнозы на 2022 год формировались достаточно консервативные. Вопросы были связаны с возможным воздействием санкций, устойчивостью экономики города в изменившихся условиях. Однако в целом год сложился скорее успешно. Серьёзных сложностей с наполнением городского бюджета и финансированием расходных статей не возникло.

Конечно, произошло это не само по себе: на федеральном и областном уровнях, самим муниципалитетом был принят целый ряд мер, направленных, в том числе, на поддержку предприятий и предпринимательского сообщества, создание максимально комфортного режима для инвестиций. К слову, в рейтинге по содействию развитию конкуренции и обеспечению благоприятного инвестиционного климата Архангельск в 2022 году занял первое место среди муниципальных образований региона. В совокупности эти шаги принесли свой эффект.

В качестве конкретного примера: по арендной плате за муниципальное имущество мы часть средств недобрали – как раз потому, что предоставляли бизнесу льготы. Но тем самым мы способствовали сохранению предпринимательских позиций, рабочих мест. Кстати, сейчас Архангельск находится на исторических минимумах по уровню безработицы – 0,7%.

На крупных предприятиях значительных сокращений рабочих мест также не отмечено, хотя были опасения – в частности, по ситуации в лесопромышленном комплексе. Все архангельские компании достаточно быстро диверсифицировали и каналы поставки сырья, материалов, оборудования, и каналы отгрузки и реализации своей продукции. Здесь ещё раз отмечу важность решений, принятых на федеральном и региональном уровне: по импортозамещению, логистике, выходу на новые рынки сбыта и т. д.

– Депутаты на сессиях часто говорят о том, что в Архангельске собирается львиная доля налогов, но де-факто город недофинансирован. Это по-прежнему так?

– Эксперты Финансового университета при Правительстве России, работавшие над утверждённой в 2022 году новой Стратегией социально-экономического развития Архангельска до 2035 года, тоже подчёркивали, что ретроспективно город долгое время был недофинансирован из вышестоящих бюджетов. Понятно, что для области Архангельск является донором, помогая поддерживать другие территории. Однако сейчас тренд заметно изменился.

Среди первых и самых действенных мер назову введение института резидентства в Арктической зоне РФ. К слову, мы эту историю в своё время всеми силами продвигали – выступали на различных форумах с предложениями, готовили законодательные инициативы, здесь проводились мероприятия с участием сенаторов, депутатов Госдумы. Теперь эта повестка реализуется.

Как вы знаете, для резидентов АЗРФ действуют налоговые и неналоговые преференции. Сейчас также обсуждается создание в нашем регионе территории опережающего развития (ТОР), запуск программы «Арктический квартал». Что касается резидентов АЗРФ, их в Архангельске уже около ста, общая сумма инвестиций только за 2022 год составила почти 10 млрд руб­лей.

ploshad_prof_project2.jpeg

В прошлом году благодаря поддержке главы региона Александра ЦЫБУЛЬСКОГО на федеральном уровне были приняты беспрецедентные решения: о строительстве кампуса «Арктическая звезда», реконструкции площади Профсоюзов. В 2023‑м стали обретать конкретные очертания планы по развитию порта Архангельск, идёт реконструкция аэропорта. Это огромный объём инвестиций.

– Сейчас мы говорим скорее о перспективах, но всё же общий объём инвестиций в целом по Архангельску в 2022 году составил около 26 млрд руб­лей, тогда как по итогам 2021‑го он превышал 30 млрд.

– Во-первых, естественно, что в условиях неопределённости, турбулентности наши предприятия свои инвестиции попридержали. Во-вторых, 26 млрд руб­лей – тоже немало. Причём 14 млрд – это вложения в машины и оборудование: преимущественно реальные инвестиции бизнеса в своё развитие. На втором месте – 8 млрд – инвестиции в здания и сооружения. Для сравнения: инвестиции в жилые здания и помещения составили 3,4 млрд руб­лей.

– В структуре собственных доходов городского бюджета всегда преобладал НДФЛ. К разговору о рабочих местах: в 2022 году план по собираемости этого налога был выполнен?

– Мы значительно превысили плановые значения – почти на 15%. Общая сумма поступлений по НДФЛ – 4,4 млрд руб­лей. Это говорит о том, что, несмотря на непростые экономические условия, предприятия и организации города нашли возможность увеличить среднемесячную заработную плату. К слову, итоговое сальдо их деятельности в 2022‑м положительное, хотя по 2021 году это был минус.

– Да, и недавно в отчёте о работе администрации в 2022 году глава Архангельска Дмитрий Морев отметил, что общее количество экономически активных субъектов, с учётом самозанятых, выросло в городе до 28 012. Это хорошо, но как отразился на бюджете переход – предположу, что сотен – ИП на режим самозанятости? Ведь налог на профессиональный доход получает регион.

– Да, это региональный налог, но с точки зрения занятости людей, экономической активности, выхода целых групп предпринимателей из тени мы оцениваем этот тренд положительно. Другое дело, что многие города сейчас выступают с предложением о том, чтобы какую‑то долю от налога на профессиональный доход получали муниципалитеты. Думаю, это резонно, потому что именно на местном уровне происходит основное взаимодействие власти и микробизнеса.

– В доходной части бюджет впервые превысил 15 млрд руб­лей. А много это или мало?

– Интересный вопрос. Думаю, для большинства архангелогородцев сама по себе цифра вообще мало что говорит. Другое дело – что эти финансовые ресурсы городу дают. Мы сравнивали города Северо-Запада России по уровню дохода бюджета в пересчёте на душу населения: за последние 6 лет в Архангельске этот показатель увеличился в два раза, по нему мы опережаем Сыктывкар, Вологду, Петрозаводск, Череповец, Псков и Великий Новгород. Это очень хороший сигнал.

– В отчёте глава отметил, что эффект от реализации мероприятий программы обеспечения устойчивости городского бюджета за два года составил около 770 млн руб­лей, работает специальная комиссия. А что это за программа, какие цели поставлены?

– Прежде всего мы методично работаем над увеличением собственной доходной базы городского бюджета. В частности, практически в ежедневном режиме анализируем все виды налогов – где происходит недобор, насколько эффективны льготы и т. д. Что касается неналоговых доходов, приведу пример с использованием муниципального имущества: ликвидных помещений становится всё меньше, часть выкуплена или выкупается субъектами МСП по 159‑му Федеральному закону, но тем не менее мы продолжаем работать в этом направлении. В том числе вовлекаем в оборот малоликвидное имущество. В прошлом году план по неналоговым доходам перевыполнили на 10% – получили почти 700 млн руб­лей.

Второе направление – расходная часть. Здесь существенный эффект дал, в частности, перевод на аутсорсинг необходимых, но непрофильных для бюджетных учреждений видов услуг: охранных, по небольшому текущему ремонту и других. Установили контроль за каждым руб­лём.

И третье направление – это управление муниципальным долгом.

– Возвращаясь к тезису о результатах исполнения бюджета, очевидных для горожан: какие новые или принципиально возросшие направления расходов отметите?

– Над повышением эффективности расходов мы также постоянно работаем. Но эффективность всегда надо соотносить с теми целями, которых хотим достичь. Один из примеров – создание в 2022 году МКУ «Чистый город». Возможно, это более затратный путь – и с точки зрения финансов, и по времени, но именно своё муниципальное учреждение скорее даст ожидаемый и контролируемый результат. Также приобреталась техника, усиливался штат МУП «Городское благоустройство».

blagoustroistvo.jpg

Как раз по благоустройству города, наведению порядка на общественных территориях, на улицах, а теперь и во дворах мы стали получать значительно больше позитивных откликов от горожан. То же самое касается освещения, ремонта дорог, тротуаров и дворовых проездов. В 2023 году эта работа продолжается. Если посмотреть на структуру бюджета, сегодня она начинает несколько меняться в сторону городского хозяйства. Причём без ущерба для социальной сферы: заработные платы там растут, вводятся в строй новые детские сады и школы, идут капитальные ремонты зданий и т. д.

– По итогам года в городском бюджете сложился профицит в 245 млн руб­лей, хотя изначально прогнозировался дефицит в размере 937 млн. С чем это связано?

– Эта ситуация стала складываться под конец года, когда поступают до 20-25% сумм, запланированных в доходной части. Конечно, мы хотели «перекрыть» дефицит, чтобы сохранить принцип устойчивости, сбалансированности бюджета. Итоговый же профицит превысил даже наши внутренние прогнозы. Но все дополнительные средства, о чём и ваше издание подробно рассказывало, мы распределили на мартовской сессии городской Думы на приоритетные и недофинансированные направления.

Здесь важно также подчеркнуть, что исполнение бюджета за 2022 год составило около 96,3%. Это говорит и о качестве финансового планирования, и о том, что все расходы, за очень редким исключением, были исполнены, заложенные в программах показатели достигнуты.

– А как ведёт себя муниципальный долг?

– В 2022 году он снизился на 5 млн руб­лей по сравнению с 2021 годом и составил 1,46 млрд руб­лей. Снижение небольшое, но, учитывая, что на данный момент у нас нет возможности привлекать бюджетные кредиты, это нормальный задел. Кстати, в прошлом году Архангельск стал единственным муниципалитетом региона, который смог получить бюджетный кредит. Таким образом мы сэкономили деньги на обслуживании муниципального долга. Кроме того, более комфортным и спокойным стало соотношение размера долга и уровня собственных доходов бюджета.

Также городу была выделена дотация от области в сумме 48 млн руб­лей – на решение вопросов, связанных с повышением МРОТ и заработных плат работникам бюджетной сферы. Мы смогли доказать, что такая потребность есть. Все обязательства исполнены в установленные сроки. Учтено и повышение коммунальных платежей.

– Первый квартал 2023 года в концепцию вписывается?

– Начало года также было непростым. Но по итогам апреля мы вышли на исполнение планов, а с 1 июня, по предварительным расчётам, даже несколько их опередим. Прогнозы сдержанно оптимистичные.

В этом году запланирована реализация больших и очень важных проектов, часть из которых мы с вами уже назвали. Добавим реконструкцию привокзальной площади, открытие школы на 1600 мест и возведение ещё одной школы на 860 мест на условиях концессии, строительство дороги на улице Карпогорской, расширение улицы Ленина, уже начавшееся продление Московского проспекта, проект по модернизации котельных.

Архангельск – областной центр, и генерация идей происходит здесь, у нас, в совместной работе с правительством области. В одиночку финансово нам было бы всего этого не вытянуть, но вектор, который мы выбрали в части бюджетной политики, позволяет использовать открывающиеся возможности.

Комментарий

Дмитрий МОРЕВ, глава Архангельска:

morev_d.JPG– Основным инструментом развития города как экономической и социальной системы, решения его насущных проблем является городской бюджет. Несмотря на все внешние факторы, сегодня Архангельск имеет устойчивый бюджет. Возможно, наша сбалансированная бюджетная политика не всегда видна населению, но именно хорошая финансовая дисциплина даёт возможность развивать приоритетные сферы и обеспечивать текущие потребности города, реализовывать новые проекты при поддержке Правительства Архангельской области.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей