ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Туризм: падение рынка было предсказуемым


Илья ЛЕОНЮК | 21.08.2014 01:10:55

altНизкий барьер входа в рынок, спад турпотока и неработающие инструменты возврата компенсаций обманутым клиентам — основные причины кризиса в индустрии выездного туризма. В то время как обанкротившиеся федеральные туроператоры считают долги, региональные турфирмы успокаивают клиентов и констатируют спад продаж.

 



Рынок выездного туризма устроен достаточно просто: большой турператор, как правило в Москве или Санкт-Петербурге, заключает договоры с отелями и перевозчиками, формирует турпродукты — путевки и продает их клиентам через турфирмы, которые зарабатывают за счет скидки, предоставленной туроператором. 

Последние события: банкротство известных туроператоров, запрет на выезд за границу представителям силовых структур, ситуация на Украине, санкции к «Добролету», колебание курса доллара и евро - заставили вновь заговорить о проблемах отрасли. Ситуация сказалась и на рынке Архангельской области.

«Официальной статистики у нас пока нет. Но, по нашим подсчетам, потеря регионального рынка в этом году составила примерно 20% вместо ожидаемых 6-8%», - рассказывает генеральный директор турагентства «Визит» Александр БЕЛЕЦКИЙ.

Что касается банкротства столичных туроператоров, то их доля на рынке Архангельской области была незначительной, но точное количество пострадавших неизвестно. По информации работников туриндустрии, их не больше пятидесяти.

По словам специалистов, предпосылки к такому развитию событий были. Принятые в 2012 году поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» повысили финансовые гарантии для отечественных туристов. Туроператоров обязали отчислять в специальный компенсационный фонд «Турпомощь» определенный процент от выручки и «застраховаться». Договор со страховщиками обходится недешево: размер финансовых гарантий для внутренних туроператоров - 500 тысяч рублей, а для туроператоров международного туризма - 10 млн. Для «регионалов» такая сумма оказалась неподъемной.

«Сейчас мы видим десятки тысяч обманутых туристов, которых не защитил этот закон. Он только лишил возможности заниматься бизнесом региональных туроператоров. До принятия поправок в Архангельске их было пять. Сейчас они ведут свою деятельность как обычные турагентства. Система не регулирует рынок должным образом, любой школьник может оформить ООО и продавать путевки. Финансово такая компания рискует только уставным капиталом, который обычно составляет минимальные 10 000 рублей», - говорит Александр Белецкий.

Банкротство недобросовестных компаний и информационный шум, поднятый СМИ, напугали людей.
«В нашем турагентстве ни один турист не пострадал. Так сложилось, что путевок закрытых туроператоров продано не было, хотя мы работали с «Лабиринтом». Мы принимаем много звонков, объясняем людям, что такое бывает, нужно идти в хорошие надежные турфирмы, которые давно работают на рынке, - поясняет владелец турагентства в Архангельске Мария КОЛЕСНИКОВА. - Первое, что должно насторожить туриста — это большие скидки, которые предлагает агентство. Здесь два варианта: либо скидка делается на сделанную ранее наценку, либо эта скидка предоставлена агентству туроператором. Тогда возникает вопрос: на какие средства существует турфирма? Ситуации, когда турагентства собирают деньги и «растворяются», неоднократно были и в Архангельске, просто такие истории, как правило, не получают большого резонанса».

По словам Марии Колесниковой, альтернативой отдыху за границей поездка на российский юг вряд ли станет. Хотя в турфирмах и признаются, что курорты Краснодарского края — хороший вариант (не нужны визы, а места отдыха всем знакомы), путевок туда продается не так много. Во-первых, из-за отсутствия должного сервиса, во-вторых, если этот самый сервис появляется, то стоит больших денег. Для сравнения: путевка в Анапу в хороший отель (четыре-пять звезд) по системе «все включено» для семьи из трех человек может стоить около 200 тысяч рублей без оплаты проезда.

Более того, практически каждый может и сам забронировать отель в Крыму или Сочи через Интернет — услуги турфирмы тут ни к чему. Что касается заграницы, то здесь большую роль играет знание иностранного языка. А вообще-то оформить билет на самолет и выбрать отель может любой продвинутый пользователь ПК.

«Количество туристов в этом году заметно сократилось. По нашим оценкам, процентов на двадцать. Помимо всего, это связано и с той информацией, которая звучит в СМИ. Нам поступает много звонков, приходится разъяснять ситуацию», - прокомментировала положение дел Анна ГУТОРОВА из агентства «Юникс».

Предпочтения граждан в связи с кризисом особенно не изменились. Самый популярным направлением для северян летом остается Турция, зимой — Египет. В эти страны не нужны визы и есть прямые вылеты. Еще жители нашего региона охотно отдыхают в Таиланде, Тунисе, Греции и Испании.




ЯЗЫКОМ ЦИФР
По данным Ростуризма за 2013 год, в Архангельской области работает 23 туроператора, 213 турагентств. Общее количество сотрудников, работающих в турфирмах региона — 115 человек.

 

 





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2019 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5