ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 20:22

Евгений Гришковец: «Вышли из Архангельска — звучит экзотично»

Текст: Мария Рогатых. Фото: Алексей Липницкий | 20.07.2012 07:09:09

Географы, ботаники, зоологи, экологи, историки, полярники и писатель — всего 40 человек. Столь разноплановая команда собралась для двухнедельной научно-исследовательской поездки в Арктику. 17 июля от острова Мосеев в Соломбале отчалило известное судно «Профессор Молчанов». Высокоширотная экспедиция организована национальным парком Архангельской области «Русская Арктика» и Фондом защиты дикой природы.

«Профессор Молчанов» посетит наиболее ценные участки «Русской Арктики» (северную оконечность острова Новая Земля и прилегающие острова), а также территорию федерального заказника «Земля Франца-Иосифа». «Полевые работы» послужат основой среднесрочного плана развития национального парка на 2013 — 2017 годы. Группа исследователей останется на Земле Франца-Иосифа до сентября. А у гостей судна есть уникальная возможность понаблюдать работу ученых и на практике познакомиться с современными методами исследования. По итогам экспедиции будет снят фильм.

Экспедиция уникальна комплексностью программы: мы выполняем очень разные задачи одновременно», — отметил на пресс-конференции за час до отхода судна директор национального парка «Русская Арктика», начальник экспедиции Роман ЕРШОВ (на снимке вверху).

На «Профессоре Молчанове» обеспечен доступ к Интернету, и один из участников экспедиции, писатель Евгений ГРИШКОВЕЦ (автор пьес «Как я съел собаку», «ОдноврЕмЕнно», «Зима», «Записки русского путешественника», книг «Рубашка», «Асфальт», «Следы на мне» и др.) планирует вести ежедневный блог и описывать свои впечатления от увиденного.

«Я воспринимаю приглашение на эту поездку как удачу и чудо, — рассказал Гришковец. — Хотя такие традиции для русской культуры совсем не новость: вспомните плавание писателя Ивана Гончарова на фрегате «Паллада» или «Африканский дневник» Николая Гумилева (поэт вел дневник во время путешествий в Абиссинию, возглавляя этнографическую экспедицию Академии наук. — Прим. ред.).

«Вкусное» в свою очередь гарантировал и участник экспедиции, почетный полярник России, директор Российского музея Арктики и Антарктики Виктор БОЯРСКИЙ (на снимке слева): в этом контексте в прямом смысле слова. По словам Боярского, большинство членов команды – его давнишние друзья, которые работали на атомных ледоколах, и действительно хорошо готовят.

На пресс-конференции почетный полярник отметил, что 90-е годы для Арктики выдались не слишком удачными: научная деятельность в этом регионе была практически свернута.

«Это очень здорово, что национальный парк «Русская Арктика» после долгих попыток все же был создан, — считает Виктор Боярский. — Еще более важно, что планы руководства НП не ограничиваются простым мониторингом ситуации: в частности, идет активное улучшение экологического состояния островов».

Для большинства опытных исследователей, уже не раз ходивших в таких плаваниях, присутствие женщин на судне оказалось в новинку. Евгений Гришковец, проходивший службу на Тихоокеанском флоте, тоже обмолвился, что первый раз идет в море на корабле с представительницами прекрасного пола на борту. Впрочем, участники экспедиции видят в это обстоятельстве исключительно хорошую примету.

Среднесрочный план развития национального парка «Русская Арктика» планируется подготовить к концу 2012 года: в нем будут установлены приоритеты развития национального парка и подведомственного заказника «Земля Франца-Иосифа».

Евгений ГРИШКОВЕЦ:
«Вышли из Архангельска — звучит экзотично»

(из записи в блоге писателя и драматурга)

Первый раз в жизни пишу с борта корабля из открытого моря. Вчера вечером вышли из Архангельска… Черт возьми! Как это буднично и просто звучит — «вышли из Архангельска». И в то же время сколько в этом чудесного, для кого-то несбыточного, а для кого-то — невероятно экзотичного. Почему? А потому, что мы вышли из Архангельска не на лыжах, не в турпоход с палатками, не на пикник, мы вышли из Архангельска на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов» и направились… если смотреть на карту или на глобус, мы направились вверх, т. е. на север, в высокие ледовые широты.

Те самые широты, которые будоражили воображение тех, кто в свое время читал или смотрел фильм «Два капитана», тех, кто хоть что-нибудь читал об отчаянных и тем странных покорителях северных морей. Странных, потому что покорять северные моря — все-таки странное желание. Так много южных морей, а они почему-то рвались на север…

Вот и мы в июле вышли из Архангельска и отправились в сторону льдов.

Кто такие мы? Об этом скажу подробнее позже. Все-таки все мы на борту меньше суток. Едва познакомились. За две недели совместного похода мы, конечно же, так или иначе друг друга узнаем. А пока могу сказать только то, что если какие-то люди решили в июле пойти на корабле на север и приложили к этому разные, но немалые усилия, то мы уже точно чем-то объединены. То есть обстановка взаимной симпатии на борту очень внятная.

Сразу скажу, что корабль, на котором мы сейчас идем, — это совсем не круизное судно и не белоснежный теплоход, предназначенный для веселого морского путешествия. «Профессор Молчанов» построен почти три десятка лет назад в Финляндии как научно-исследовательское судно ледокольного типа. Мне корабль кажется небольшим. 71 метр в длину и около двух тысяч тонн водоизмещением. Корабль, матросом которого служил когда-то я, был почти в два раза длиннее и тоннаж его был более четырех тысяч. «Профессор Молчанов» где только не побывал! Но ходил он все время в суровых водах Арктики и Антарктики. Характер судна чувствуется. И характер этот хороший.

Вчера вечером, когда мы отходили от стенки, я понял, что последний раз от российского берега на корабле с нашим флагом я выходил в море аж в 1987 году.

А наш выход в море был чертовски будничным. Неухоженный порт, кругом какие-то руины некогда наполненных значением и смыслом портовых построек, ужасная дорога, которая вела к причалу… Наш корабль долго заправляли соляркой из большой автоцистерны. Ничего торжественного, значительного не происходило. Никто никого не провожал, не обнимался напоследок, никто не махал нам вслед платочком, не было оркестра… Все было как-то по-деловому, буднично и спокойно. А мы, те, кто выходил на «Профессоре Молчанове» в первый раз, тщательно старались прочувствовать и наполнить впечатлениями сам этот момент, когда швартовые канаты принимаются на борт и корабль медленно отходит от причала.

Выход из Архангельска — это очень красиво!!! Северная Двина в этом месте настолько велика, что рекой ее трудно назвать. Да и сам путь из Северной Двины в сторону Белого моря — это путь, который проделали многие и многие настоящие, а то и великие мореходы. Трудно даже представить себе, сколько людей, кораблей и событий видели архангельские берега.

Мы медленно шли вдоль городского берега. Немногочисленные люди, отдыхающие вечером на берегу, махали нам руками. Мы махали им. Кто-то беспрерывно щелкал фотоаппаратом, кто-то не отрывался от мобильного телефона, зная, что вот-вот связь прервется и ее до возвращения не будет. Я и сам делал «крайние» звонки и отправлял СМС.

Мы шли медленно, долго и очень спокойно. Торжественного так ничего и не происходило. Разве что невероятной интенсивности закат, который все никак не заканчивался. Солнце все не хотело уходить за горизонт, состоящий из холодной воды. Солнце напоминало купальщицу, зашедшую по пояс в воду и не решающуюся окунуться полностью. А когда солнце все же село, горизонт продолжал быть ярко-красно-оранжевым еще долго. А темно и вовсе не становилось. Тут я вспомнил, что мы все-таки действительно на севере. И что сейчас в этих местах темно попросту не бывает.

Идем в нужном направлении. Когда я сказал, что сейчас пишу из открытого моря, то слукавил. Мы все еще не вышли из так называемого горла Белого моря. И если бы не туман, то видели бы по правому борту краешек земли. Здешние воды все первые сутки похода на удивление спокойны, хоть ветер и сильный. Те, кто переживает по поводу морской болезни, или те, кто знает, что плохо переносит качку, волнуются и ждут, когда же северные широты себя проявят. Я тоже жду волны. Мне интересно, как наш «Профессор» проявит себя, хоть я и не сомневаюсь в его превосходных мореходных качествах…

А пока все тихо. В иллюминатор светит солнце, пробиваясь сквозь туман. Вода под нами такая гладкая и безмятежная… Чудится, что она никогда не может превратиться в бурные и опасные воды.

Северный полярный круг мы прошли еще до обеда...

Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей