Беседовал Илья ЛЕОНЮК | 07.12.2018 23:47:06
Архангельский речной порт вносит свой вклад в формирование нового облика набережной Северной Двины: к 2020 году в районе гостиницы Novotel появится современный речной вокзал, который так давно ждут горожане. Вокзал создаст комфортные условия для пассажиров теплоходов, станет своего рода украшением исторической части набережной и подарком предприятия городу к 100-летию Архангельской пристани. Об итогах летней навигации и совершенно новой инфраструктуре пассажирской пристани «БК» рассказал генеральный директор АО «Архангельский речной порт» Андрей РАЗГОВОРОВ.
– Андрей Владимирович, за последние годы панорама Архангельска с реки значительно изменилась, но здание речного вокзала на ней пока нет. На какой стадии строительство сегодня?
– Работы идут в полном соответствии с планом, но исходя из предыстории строительства, долгой процедуры согласований мы ориентируемся на знаковую дату: 100-летие Архангельской пристани, которая отметит свой юбилей в 2020 году. Четыре года потребовалось, чтобы доказать необходимость вокзала, получить участок рядом со старым сгоревшим зданием вокзала речпорта. Но оказалось, что по новому законодательству выделенный участок попадает в зону защиты объекта культурного наследия «Бани Макарова», а это значит, что здесь предусмотрен особый режим использования земель. Сроки строительства были сдвинуты на год: работали археологи, изучали культурный слой.
Сейчас Архречпорт продолжает строительство. Работа с весны этого года проделана значительная: подведены все коммуникации и сети, сделан фундамент и первый этаж здания, сейчас возводится второй этаж. К навигации 2019 года вокзал будет заведен под крышу и строители перейдут на внутренние работы. Вокзал мы строим за счет собственных средств. Архречпорту он обойдется примерно в 100 миллионов рублей: для предприятия это очень серьезные вложения, но мы понимаем, что это, прежде всего, инвестиции в развитие.
.
Во-первых, у горожан будет удобный и комфортный зал ожидания, с соблюдением всех норм и требований безопасности. Во-вторых, наши сотрудники, которые обеспечивают работу пассажирской пристани, наконец-то получат рабочие места и строительные вагончики перестанут мозолить глаза. И, безусловно, речной вокзал станет украшением обновленной набережной Северной Двины.
В строительстве используются современные материалы. Эскиз вокзала выполнен известным архитектором Михаилом МАМОШИНЫМ согласно целостной концепции и стилистики возведенных там объектов – бизнес-центра «Дельта», ЖК «Омега-Хаус». Вскоре панорама Архангельска с речной глади Северной Двины в этой части города примет завершенный вид.
– Андрей Владимирович, вы строите вокзал, вкладываете большие средства. А как обстоят дела с пассажирским флотом?
– Что касается пассажирских перевозок, то из года в год на теплоходах Архречпорта сохраняется стабильный пассажиропоток – порядка 1 миллиона человек за навигацию, согласно проданным билетам. Утром люди едут на работу и учебу, вечером возвращаются домой, и так будет всегда, пока на островах живут горожане. Летом к их числу, конечно, присоединяются отдыхающие, дачники, туристы. Последних, кстати, с каждым годом становится больше. Приятнее стало просто покататься на теплоходе, потому что они все обновлены.
В прошлом году на речные линии вышел модернизированный теплоход «Сапфир–1». В следующую навигацию выпустим на линии «Аквамарин». Таким образом, весь пассажирский флот приведем к единообразию: на реке будут работать теплоходы типа «Москва», они для наших условий наиболее удобны. Есть еще два ветерана – «Коммунар» и «Балхаш». Им уже по 70 с лишним лет, но благодаря постоянной модернизации эти суда еще в строю. Хотя «Коммунар» мы планируем в скором времени поставить у причала в качестве музейного экспоната. У него очень интересная история, связанная с Севером.
– Есть у нас на Севере период, когда на теплоходе по реке уже нельзя, а пешком еще нельзя. И каждый год в межсезонье встает вопрос: на чем передвигаться и как? Нашумевшая история с покупкой двух судов ледового класса в Татарстане для пассажирских перевозок на островные территории города логично завершилась: корабли не прошли испытания в акватории порта, и администрация от них отказалась. Неужели нельзя построить подходящее судно в Архангельске? Вы же модернизируете, строите их для своего предприятия?
– Опираясь на свой личный опыт и опыт предприятия, могу сказать: уверен, что можно. Мы предлагали администрации города переоборудовать речной ледокол, который уже курсировал на этих линиях и никаких проблем с проходом во льдах не испытывал. Речь идет о том, чтобы взять готовый корпус судна, оставить на нем ледокольные обводы и сделать пассажирскую надстройку. У Лайского судоремонтного завода, где обслуживается наш флот, есть большой опыт подобной работы, специалисты предприятия, как мне кажется, могли бы воплотить этот проект в жизнь. Но нет механизма его софинансирования со стороны муниципалитета и государства. Хотя мы готовы пройти все необходимые экспертизы и предоставить расчеты. Сумма, о которой идет речь, значительно меньше, чем стоимость не прошедших испытания кораблей. Не говоря уже о том, что судно может быть построено местными специалистами с учетом особенностей Севера. Мощности были бы заняты, и налоговые поступления остались бы в регионе. Сегодня власти города и области начали об этом говорить, предлагаются разные варианты решения по постройке необходимого теплохода силами региона. Посмотрим, как все сложится…
– Речной порт – это не только пассажирские перевозки. Предприятие занимается перевозкой грузов, добывает песок. Известно, что не так давно на Соловках был создан фонд по сохранению и развитию архипелага, который курирует, в том числе, и развитие инфраструктуры островов. Оживилась ли работа грузового участка на Соловках?
– Навигация-2018 для нашего грузового терминала на Соловецком архипелаге прошла спокойно, больших объемов не было, как в прошлые годы. Но сейчас затишье и со строительством на архипелаге. Хотя позитивные тенденции наметились. Ожидается, что навигация будущего года будет более оживленной на данном направлении. Это связано с возобновлением строительных работ. Масштабная реконструкция аэропорта на Соловках тоже, безусловно, даст рост грузооборота.
Что касается прошедшей летней навигации, мы завозили на Соловки муниципальные грузы. Был заказ на доставку мобильных разборных домов под рабочий городок. Работаем согласно потребностям местного населения: доставляем грузы, помогаем в обычной жизни, в вопросах благоустройства – в этой части взаимодействуем с местной администрацией, оказываем содействие школе. Уже появились свои традиции: в канун Нового года сотрудники Соловецкого грузового участка поздравляют учеников на школьной ёлке, дарят подарки. С последней баржей отправили подарки и для предстоящего новогоднего праздника.
– Как прошел «северный завоз», в котором активно участвуют ваш грузовой флот и грузовой район порта Жаровиха?
– Северный завоз прошел успешно, без сбоев, мы выполнили все обязательства перед нашими заказчиками. С генеральными грузами тоже все в порядке: в Ненецкий автономный округ отгружали дрова и уголь, завозили топливо на островные территории Архангельска, доставляли различные грузы для нужд военных в отдаленные районы Крайнего Севера. Приобрели несколько единиц спецтехники для порта.
В этом году мы освоили новый вид работ в порту: организовали производство и отгрузку габионов – геодезических матрасов для глубоководного порта Сабетта. На Ямале их будут использовать в качестве материала для укрепления дна. В этот порт заходят очень большие суда и винтами поднимают грунт, а это, в свою очередь, сказывается на целостности причала. Каменная «подушка» из габионов позволит сохранить рельеф дна.
.
Смогли наладить замкнутый цикл производства и отгрузки, что выгодно для заказчика. Комплектующие для геодезических матрасов поступали через ЦГР Жаровиха по нашей собственной железнодорожной ветке. Камень привезли с карьера «Булат» в Плесецком районе, металлическую сетку – из Москвы, арматуру – из Череповца. Отгрузка и производство габионов осуществлялась на Втором грузовом районе Архречпорта, который располагается рядом с грузовым районом Жаровиха. Он рассчитан на обслуживание крупнотоннажных судов дедвейтом до 12 тысяч тонн. Именно такими сухогрузами габионы и доставлялись на Ямал.
В итоге на Сабетту мы отправили 7000 габионов, общий вес готовых изделий – 60 тысяч тонн. Привезти такое количество геодезических матрасов из другого региона, погрузить на пароход – очень затратное и хлопотное дело. Поэтому заказчиком было принято решение организовать производство непосредственно на месте отгрузки: как оказалось, производить габионы прямо на причалах в Архангельском речному порту не только выгодно, но и надежно с точки зрения сохранности готовых изделий.
– На фоне реализации таких крупных проектов, на ваш взгляд, можно ли сегодня говорить о том, что Архангельск действительно становится воротами в Арктику?
– Архангельск уже является воротами в Арктику! По крайней мере, реализация одного из ключевых проектов – порта Сабетта – проходила и продолжает проходить в большей степени через наш порт, а не через порты соседних городов. Соответственно, и наше предприятие имеет очень интересные перспективы для самореализации в рамках арктических программ.