Артем БОТЫГИН. Фото: Алексей Липницкий. | 22.05.2015 10:10:26
Таких переправ в Архангельской области - десятки: Ломоносово (на снимке), Кегостров, Лешуконское, куда попасть всегда было проблемой: моста в районе слияния рек Мезень и Вашка нет, зимник открывается только на несколько морозных месяцев, а потом дорога просто тает. Причем не только в буквальном смысле, но и по документам: этот участок не включен в перечень дорог круглогодичной эксплуатации. Частная переправа есть, но расценки для местных жителей слишком высоки.
Очередная попытка решить вопрос в судебном порядке закончилась неудачей. Администрация МО готовит новый иск.
Каждый год, как в первый раз: за единственную переправу в райцентр, принадлежащую частному предпринимателю, приходится платить, причем даже тем, кто ею не пользуется: привозные продукты, медикаменты и любые другие товары становятся дороже автоматически. Тариф на проезд для грузового автомобиля — до пяти тысяч рублей в одну сторону, и эти расходы местным бизнесменам «компенсируют» жители Лешуконского.
Начиная с 2009 года жители села ведут переписку с главой района, депутатами областного Собрания, губернатором... Все ответы примерно одного содержания: «Ничем не можем помочь».
В статье 37-й Федерального закона «Об автомобильных дорогах...» сказано предельно ясно: решение об использовании дороги на платной основе может быть принято только «при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда». Однако когда на реках нет льда, получается, у населения нет и альтернативы. А платная переправа есть.
«Участок автомобильной дороги Лешуконье — Мезень (до деревни Жердь) протяженностью 2,5 километра, проходящий через реки Мезень и Вашку, включен в перечень только как зимник. По документам он не предназначен для круглогодичной эксплуатации. Ледовые переправы обустраиваются и содержатся. Для обеспечения бесплатного и беспрепятственного проезда независимо от сезона на данном направлении необходимо построить новый участок дороги с искусственным сооружением через реки. Однако в связи с дефицитом средств в дорожном фонде Архангельской области сейчас это не представляется возможным», — поясняет в одном из ответов жителям села заместитель директора дорожного агентства «Архангельскавтодор» Денис КУЛИЖНИКОВ.
Дороги как таковой нет, а значит, федеральный закон не нарушен: к такому выводу пришел и Октябрьский районный суд города Архангельска, отклонив иск прокурора Лешуконского района и полностью поддержав позицию «Архангельскавтодора» и Правительства Архангельской области.
«В данном случае основание для прекращения производства, по сути, формальное: ранее аналогичный иск с участием тех же сторон рассматривался Лешуконским районным судом. В настоящее время готовится новое исковое заявление, истцом по которому выступает уже администрация МО «Лешуконское». Все еще впереди», — рассказал «БК» прокурор Лешуконского района Денис ХАРИН.
Разбирательства с переправами в регионе идут с переменным успехом. В 2012 году тот же Октябрьский районный суд Архангельска признал правоту прокуратуры, обязав правительство и «Архангельскавтодор» обеспечить бесплатный проезд по дороге нефтебаза — Ижма через реку Лодьма. По техническому паспорту дороги, в ее состав на этом участке точно так же не входит мост или другое сооружение.
В начале 2011-го Архангельское УФАС России возбудило четыре дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке услуг понтонных переправ. Взимание платы на переправах, в частности, через реки Пинега и Лая было признано незаконным.
В соседнем с Лешуконским Мезенском районе свое право на бесплатное использование переправы жители отстояли. В 2012 году там разразилась нешуточная борьба за возможность перевозить транспорт с одного берега на другой. Советник директора Архангельского речного порта Роман РАЗМАНОВ с помощью контролирующих структур сумел доказать, что действующая на тот момент переправа работала незаконно. Но его активность кому-то не давала покоя: перед началом следующей навигации предпринимателя убили.
Сейчас переправа через реку Мезень на участке автодороги Архангельск — Белогорский — Пинега — Кимжа — Мезень работает бесплатно по специальному графику наравне с пятью другими, которые начали действовать в Архангельской области с 20 мая. В промежутках между бесплатными рейсами осуществляются и платные.
Организовать подобный график для жителей села Лешуконского пока никто не может. Им остается только жить в условиях сразу двух экономических кризисов, а владельцу переправы — Андрею МАРТЫНОВУ, кстати, родному брату главы Лешуконского района Александра МАРТЫНОВА — порадоваться решению Октябрьского районного суда.