ИЛИМ-ПАЛП_2020
f5

Понедельник, 28 ноября, 2022 21:41

Из Архангельска по Севморпути отправилось судно с грузами для крупного месторождения угля


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого | 11.11.2022 16:14:00
Из Архангельска по Севморпути отправилось судно с грузами для крупного месторождения угля

Из Архангельска на полуостров Таймыр по Северному морскому пути отправляется очередное судно с грузами для крупного месторождения каменного угля. Его разработкой в качестве обладателя лицензии и резидента Арктической зоны России занимается компания «Северная звезда». Доразведка перспективного месторождения заказана государственному холдингу АО «Росгеология».


Соломбальский терминал в дни, когда судно стояло там под погрузкой, посетил заместитель председателя Правительства Архангельской области – министр экономического развития, промышленности и науки Виктор ИКОННИКОВ. Как подчеркнул Виктор Михайлович, пообщавшись с представителями инвестора и геологами, руководителем терминала, такие встречи вновь подтверждают: сегодня с портом Архангельск так или иначе связана реализация почти всех арктических проектов.

Перспективный проект

Общий объём ресурсов Сырадасайского месторождения каменного угля предварительно оценивается в 5 млрд тонн, а сумма инвестиций до 2025 года — в 43-45 млрд рублей. Проект включает в себя строительство обогатительной фабрики, морского терминала (новый угольный порт «Енисей» начал принимать суда), автодороги, аэродрома и других объектов. Отметим, что первое судно с техникой отправилось туда также из порта Архангельск — в марте 2021 года.

Часть месторождения уже разрабатывается: совсем недавно, в октябре 2022 года, компания сообщила об отгрузке первой партии угля. Однако требуется доразведка месторождения. Для этого и заключён пятилетний контракт с Росгеологией.

Как пояснил Сергей КНЫШОВ, начальник центральной буровой партии АО «Росгеология», специалисты будут заниматься бурением геологоразведочных скважин, отбором керна для последующих исследований. Их задача — уточнить контуры месторождения, определить глубину залегания угля и строение угольных пластов, оценить качество угля. Итоги этой работы позволят заказчику более детально узнать, какой объём полезных ископаемых и каким конкретно способом можно добыть, защитить запасы в государственной комиссии и поставить их на баланс, понять долгосрочную экономику инвестпроекта.

knishev_rosgeologiya.JPG

«Уже сейчас можно сказать: месторождение большое, с высоким потенциалом. И уголь очень хороший, плотный — это коксующиеся угли, используемые в металлургии», - добавил Сергей Александрович.

Лагерь геологов будет полностью автономным, поэтому завезти туда требовалось всё необходимое - от буровых установок до жилых вагончиков и запаса продуктов. Кроме того, на Таймыре сверхсуровые погодные условия. На момент нашего визита на причал Соломбальского терминала первое судно с техникой и оборудованием уже ушло. Второе также планировали загрузить «под завязку».

По словам Сергея Кнышова, за очень редким исключением, все машины, жилые и хозяйственные постройки — отечественного производства, закуплены в соответствии с госзадачей по импортозамещению. Хотя, по отзывам геологов, лучшая техника для Арктики по многим позициям и так производилась у нас в России. Для примера гостям с гордостью продемонстрировали снегоболотоход с краноманипуляторной установкой, сделанный на Алтае в «арктическом» исполнении. Такому нипочем бездорожье тундры.

Для Росгеологии это пока крайний грузовой рейс: в декабре специалисты планируют приступать к работе.

Преимущества нашего порта

По словам Сергея НАУМОВА, заместителя начальника отдела логистики компании «Северная звезда», порт Архангельска сейчас более интересен для перевалки генеральных грузов в сравнении с портом Мурманска. К примеру, Росгеология закупала технику по всей России, включая Урал и Сибирь, а доставлялась она железнодорожным транспортом. «По суше» Архангельск выигрывает у Мурманска около 1500 километров. По воде из нашего порта грузы также идут быстрее, отметил представитель компании-инвестора: пять суток - и уже на месте.

Как рассказал директор Соломбальского терминала Михаил ТОЛСТИКОВ, все три причала терминала были заняты практически всю летнюю навигацию.

«Одним из ключевых направлений для нас была отгрузка экспортной продукции лесного комплекса и целлюлозно-бумажной промышленности. С введением санкций она практически остановилась. Однако грузопоток увеличился по другим направлениям - за счёт того, что огромное внимание уделяется развитию Севморпути и наших северных территорий, арктических месторождений. Это компенсировало нехватку грузов по линии ЛПК, - уточнил Михаил Толстиков. - Терминал отлично интегрирован в транспортную инфраструктуру Архангельского порта. У нас более 80 гектаров территории: есть открытые площадки для складирования грузов, крытые склады, включая тёплый склад, где можно поддерживать температуру до плюс 18 градусов. Мы рады, что у такого крупного заказчика, как компания «Северная звезда», инвестпроект развивается. Несмотря на различные изменения в топливно-энергетическом комплексе страны, уголь остаётся востребованным ресурсом».

ikonnikov_i_kanishev.JPG

Сразу после загрузки теплохода для «Северной звезды» на Соломбальском терминале готовились принять следующее судно.

«Архангельский порт традиционно являлся портом снабжения для большинства арктических проектов. Наверное, сейчас в Арктике нет ни одного проекта, на который не завозились бы грузы через наш порт, - подчеркнул заместитель председателя Правительства Архангельской области Виктор Иконников. - Вот и сейчас, уже ближе к завершению навигации-2022, на Соломбальском терминале успели отправить очередной груз для перспективного Сырадасайского месторождения каменного угля. По статистике, которую мы получили по итогам первых девяти месяцев 2022 года, общий грузооборот Архангельского порта растёт. По каботажным перевозкам увеличение составляет 15 процентов, а в целом — около 30 процентов. Портовые комплексы и терминалы оснащаются современным оборудованием, повышающем эффективность их работы. Для этого терминала не так давно также был приобретён новый портовый кран».

По словам капитана судна Александра БЛОХИНА, привлекший столь большое внимание сухогруз - ледового класса, предназначен специально для работы в полярных условиях, в том числе для швартовки к необорудованному берегу или в строящемся порту, каким пока является угольный терминал «Енисей».

«Мы берём на борт в среднем 5000-6000 тонн груза. Для «Северной звезды» делаем третий рейс. С каждым годом прохождение Севморпути становится легче и легче: видно, что делаются большие вложения в его развитие, - считает опытный капитан. - А порт Архангельска отлично приспособлен для погрузки: терминалов много, есть вся необходимая техника, квалифицированные докеры и стивидоры — никаких нареканий к ним нет, сами, без напоминаний делают правильную укладку и крепления. Такие грузы для них привычные».

Гарантированная загрузка

Слаженную работу архангельских портовиков отметил и Виктор Иконников.

«Мы видим, что арктические проекты, несмотря на санкции и ограничения, продолжают реализовываться. Это гарантированная загрузка портовых мощностей Архангельска, работа для наших портовиков, которые успешно справляются со своими задачами: заказчики отмечают и скорость погрузки, и высокое качество сервиса, который получают в нашем порту. На тех площадках, где сегодня обсуждаются арктические проекты, речь не идёт об их остановке, более того, есть посыл ускоряться. Всё это говорит об оптимистичных перспективах нашего порта», - уверен заместитель председателя правительства области.

ship_pogruzka.jpg

Как напомнил Виктор Иконников, в сентябре 2022 года федеральным правительством было принято решение о расширении механизма субсидирования каботажных перевозок по Северному морскому пути. Государство частично компенсирует затраты на эти перевозки. Порт Архангельск сейчас включён в перечень портов, на которые распространяется субсидия. Однако пока действуют определённые ограничения, касающиеся типов судов. Сегодня из судов, регулярно заходящих в порт Архангельска, под нужные параметры подпадает только лихтеровоз «Севморпуть». Эту «планку» необходимо снизить.

«Совместно с Минвостокразвития мы ведём работу по расширению перечня судов, чтобы максимальное количество грузоперевозчиков могли получать эту субсидию», - пояснил заместитель председателя Правительства Архангельской области.

…Общаясь с журналистами, представители Росгеологии отметили Архангельскую область среди регионов, где перешли от заявлений к реальным делам в решении арктических задач, связанных не только с перевозками по Севморпути, но и с развитием инфраструктуры для геологоразведки. Если раньше в этом отношении нам хватало сырьевой базы, накопленной с советских времён, то сейчас всё более актуальным становится вопрос о продолжении изыскательских работ. Перспективам геологоразведки в правительстве области также уделяется серьёзное внимание.

Прямая речь

Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ, губернатор Архангельской области:

cibulsky_av_0321.jpg- Из Соломбальского терминала в рамках выполнения государственной задачи по импортозамещению отправили геологическое оборудование российского производства на Таймыр. Новую технику Росгеология планирует использовать для разведки и добычи каменного угля.

Архангельск был и остаётся одним из ключевых портов для развития Севморпути, отправной точкой для деятельности по изучению и освоению Арктики. Наш порт также занимает важное место в инфраструктуре снабжения арктических проектов.

Сейчас у нас действует 12 универсальных портовых комплексов и специализированных терминалов, работает несколько ключевых предприятий стивидоров с собственными морскими грузовыми районами, более десятка судовладельцев и десятки смежных обслуживающих компаний.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2022 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей